пятница, 12 мая 2017 г.

Ассоциация российских банков о хранении электронных документов


Работая над замечаниями к проекту приказа «Об утверждении Перечня документов, образующихся процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения» (см.: https://arb.ru/upload/iblock/958/Заключение.pdf ), Ассоциация российских банков (АРБ) затронула еще один важный вопрос, который в проекте Перечня был практически проигнорирован – сроки хранения электронных документов.

Коллеги в заключении отмечают, что в проекте приказа «необходимо урегулировать вопрос, связанный с возможностью хранения документов в электронной форме» (п.6). Они сослались на ст. 40.1 федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в которой установлено, что в целях хранения информации об имуществе, обязательствах и их движении кредитная организация обязана отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем пять лет с даты ее включения в базы данных. Порядок создания, ведения и хранения таких баз данных устанавливается Банком России.

В заключении также отмечается, что в настоящее время порядок хранения документов в электронной форме по утвержденному перечню предусмотрен Указанием Банка России от 25 ноября 2009 года № 2346-У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета».

По мнению специалистов кредитных организаций, «установление проектом приказа иных минимальных сроков хранения по сравнению с указанными в законодательстве может вызвать сложности в применении этих нормативных правовых актов в части регулирования электронных документов».

Коллеги также отметили, что из проекта приказа не представляется возможным понять, исключается ли перевод документов в электронную форму и их хранение. Оговорка «допускается хранение в электронном виде», сделанная в проекте приказа в очень ограниченных случаях (например, в статьях 128, 167, 206, 221 Перечня), не соответствует положениям, содержащимся в Приложении 1 к Указанию № 2346-У, которым установлен более широкий перечень случаев возможного электронного хранения документов.

По мнению специалистов:
  • Необходимо решить вопросы, связанные с составом и сроками хранения документов, хранение которых будет допускаться в электронной форме;

  • В проекте приказа прямо следует установить, что документы, автоматически сформированные в АБС Банка (отчеты, сообщения, уведомления и т. п.), а также документы, созданные в электронной форме, подписанные сторонами электронной подписью и равнозначные, согласно действующему законодательству, документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, могут храниться кредитной организацией только в электронной форме.
Мой комментарий: С моей точки зрения, вопрос об организации хранения электронных документов – не вопрос Перечня; он должен регулироваться другими нормативно-правовыми актами. Отмечу, что банк России этот вопрос активно прорабатывает и, возможно, такие нормативно-правовые акты появятся.

Источник: Официальный сайт Ассоциации Российских банков
https://arb.ru/upload/iblock/958/Заключение.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий