вторник, 9 мая 2017 г.

Технология приема расчетов по страховым взносам в системе Фонда социального страхования в электронном виде


Приказом ФСС РФ от 9 марта 2017 года № 83 «О внесении изменений в приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. № 19 «О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования» в новой редакции утверждена «Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной подписи».

В документе дано весьма оригинальное определение понятия «хранилище электронных документов» (отмечу, что оно появилось еще в 2010 году):
Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной подписи

1. Термины и сокращения

Хранилище электронных документов - часть программно-аппаратного комплекса Шлюза приема Расчетов.
Технология предназначена для организации защищенного юридически значимого электронного документооборота (ЭДО) и определяет (п.2.2):
  • Процедуру взаимодействия и последовательность действий участников ЭДО в целях обмена юридически значимыми электронными документами с применением ЭП;

  • Набор требований к формату, логическому контролю и шифрованию расчета в системе ЭДО Фонда;

  • Порядок действий в случае возникновения проблем, возникающих при осуществлении ЭДО.
Обмен документами в электронном виде с применением ЭП между участниками ЭДО осуществляется в зашифрованном виде. Документы шифруются отправителем для получателя (п.2.3).

В процессе ЭДО участники обмениваются следующими юридически значимыми электронными документами (п.2.7):
  • Расчет;

  • Квитанция о получении расчета или о получении расчета с ошибками.
Представление страхователями расчета в Фонд в электронном виде с ЭП осуществляется (п.2.8):
  • По телекоммуникационным каналам связи в сети «Интернет»;

  • С использованием внешних носителей (дискета (!), компакт-диск (CD, DVD), флэш-накопитель USB и т.п.) в присутствии Страхователя или его Уполномоченного представителя.
Мой комментарий: Дискета, -  и даже не сказано, какого формата! Интересно, есть ли у Фонда аппаратура для чтения дискет? И ведь кто-нибудь из чистого троллизма вполне может принести данные на 5-дюймовой дискете, а  отказ принять станет  поводом для обращения в суд.

Юридически значимые электронные документы, исходящие от участников ЭДО, должны быть подписаны электронной подписью (ЭП) (п.5.1).

Участники ЭДО должны обеспечить сохранность ключей ЭП в течение всего периода хранения электронных документов в архивном хранилище, но не менее чем за пять лет, предшествующих текущему году (п.5.2).

Мой комментарий: Очередной раз нормативный документ сформулирован нечётко: о каких ключах здесь идёт речь – подписания и/или проверки? Зачем требовать «сохранения ключей», если общепринятым подходом является сохранение сертификатов ключа проверки (открытого ключа), который содержит и сам открытый ключ? Сохранение открытого ключа без сертификата не имеет смысла. Сохранение ключей подписания (закрытых ключей) было бы глупостью и грубейшим нарушением информационной безопасности.

В случае выявления несовпадения сведений, указанных в сертификате ключа проверки электронной подписи, с учетными данными страхователя, в соответствии с документами о регистрации в Фонде, участник ЭДО должен в кратчайший срок либо в срок, установленный УЦ, известить об этом УЦ, выдавший этот сертификат ключа проверки электронной подписи (п.5.5).

Мой комментарий: И что дальше? Нужно ли в таком случае отзывать сертификат?

За неправомерное подписание электронного документа ЭП ответственность несет участник ЭДО, допустивший это нарушение (п.5.6).

Раздел 6 посвящен требованиям к хранению принятых электронных документов (Файлов расчетов в электронном виде)

Отправленные и принятые электронные документы подлежат хранению в хранилище электронных документов совместно с соответствующими сертификатами ключей подписи (п.6.1).

Срок хранения принятого расчета - не менее пяти лет с момента получения (п.6.2).

Срок хранения страхователем квитанции о получении расчета либо о получении расчета с ошибками не менее пяти лет по завершении процедуры ЭДО (п.6.3).

Мой комментарий: Ну что же, вот уже и Фонд социального страхования взялся за регулирование порядка хранения электронных документов :)

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=213974

Комментариев нет:

Отправить комментарий