Современная киноиндустрия чрезвычайно активно использует цифровые технологии для создания кинопродукции. Ежегодно создаются многие терабайты данных, и, соответственно, всё острее встает проблема обеспечения их долговременной сохранности. Этот вопрос привлёк к себе внимание американской Академии киноискусства, которая заказала проведение специальных исследований этого вопроса.
Первое такое исследование было проведено в 2007-2008 годах. По его итогам был опубликован отчёт «Электронная дилемма: Стратегические проблемы с архивацией и предоставлением доступа к электронным киноматериалам» (The Digital Dilemma: Strategic Issues in Archiving and Accessing Digital Motion Picture Materials, http://www.artmob.ca/files/pdf-stc_digital_dilemma.pdf ).
В отчёте отмечалось, что если к сохранению мастер-копии готового фильма относятся серьёзно (записывая цветовые каналы по отдельности на стабильную черно-белую плёнку с гарантированным сроком хранения не менее 100 лет, и помещая плёнки в холодное защищённое удаленное хранилище), то сохранение многочисленных электронных рабочих материалов (при работе над одним фильмом создается до 2 петабайт электронных данных) представляет собой проблему. Были приведены интересные цифры: ежегодные расходы на обеспечение сохранности аналоговой мастер копии одного фильма составляют чуть больше тысячи долларов, в то время, как аналогичные расходы на электронную мастер копию (объёмом порядка 8 терабайт) на порядок больше – 12,5 тысяч долларов.
На днях академия опубликовала отчет по итогам второго исследования по данному вопросу: «Электронная дилемма 2: Проблема с точки зрения независимых производителей кинофильмов, представителей документального кино и некоммерческих аудиовизуальных архивов» (The Digital Dilemma 2 Perspectives from Independent Filmmakers, Documentarians and Nonprofit Audiovisual Archives, отчет можно скачать по на сайте Академии http://origin-www.oscars.org/science-technology/council/projects/digitaldilemma2/ при условии бесплатной регистрации).
В этом отчете основное внимание уделено наиболее острым проблемам, с которыми сталкиваются независимые кинематографисты, документалисты и некоммерческие аудиовизуальные архивы. В то время, как на долю независимых производителей приходится 75% выходящих в прокат кинофильмов, у этих сообществ обычно нет тех ресурсов, персонала и финансирования для решения вопросов сохранности, которые имеются у крупных голливудских киностудий и других крупных богатых организаций. Независимые кинематографисты создают – а некоммерческие киноархивы собирают и хранят - значительную часть аудио- и кинематографического наследия. При проведении данного исследования Академия киноискусства объединила усилия с Национальной программой по развитию инфраструктуры и обеспечению долговременной сохранности электронной информации (National Digital Information Infrastructure and Preservation Program, NDIIPP) Библиотеки Конгресса США, в убеждении, что эти сообщества не должны быть забыты.
В ходе исследования были проведены беседы с рядом производителей, распространителей и маркетологов, а также более широкий онлайн-опрос независимых производителей. Кроме того, представительная группа некоммерческих аудиовизуальных архивов предоставила сведения о деятельности в области обеспечения долговременной сохранности электронных материалов, в том числе информацию о контенте, который они получают в виде изначально-электронных файлов, об их текущей практике переформатирования контента в интересах его долговременной сохранности, и об их общей электронной инфраструктуре, политиках и стратегиях финансирования.
Сделанные в отчете выводы говорят о том, что для этих различных и широко разбросанных лиц и организаций существует настоятельная необходимость заняться, пока не поздно, решением проблемы обеспечения электронной сохранности, чтобы не было невозвратно утрачено культурно-историческое наследие, представителями которого они являются.
По поводу данного отчета острую статью под заголовком «Академии поднимает тревогу по поводу хрупкости электронных материалов» опубликовал 18 января 2012 года на сайте Variety Дэвид Коэн (David S. Cohen). Подзаголовок статьи констатирует: «Научно-технический отчет говорит о коротком сроке жизни неплёночных форматов». Ниже приводится перевод этой статьи (с некоторыми сокращениями):
http://origin-www.oscars.org/science-technology/council/projects/digitaldilemma2/download.php
http://www.variety.com/article/VR1118048861/
Первое такое исследование было проведено в 2007-2008 годах. По его итогам был опубликован отчёт «Электронная дилемма: Стратегические проблемы с архивацией и предоставлением доступа к электронным киноматериалам» (The Digital Dilemma: Strategic Issues in Archiving and Accessing Digital Motion Picture Materials, http://www.artmob.ca/files/pdf-stc_digital_dilemma.pdf ).
В отчёте отмечалось, что если к сохранению мастер-копии готового фильма относятся серьёзно (записывая цветовые каналы по отдельности на стабильную черно-белую плёнку с гарантированным сроком хранения не менее 100 лет, и помещая плёнки в холодное защищённое удаленное хранилище), то сохранение многочисленных электронных рабочих материалов (при работе над одним фильмом создается до 2 петабайт электронных данных) представляет собой проблему. Были приведены интересные цифры: ежегодные расходы на обеспечение сохранности аналоговой мастер копии одного фильма составляют чуть больше тысячи долларов, в то время, как аналогичные расходы на электронную мастер копию (объёмом порядка 8 терабайт) на порядок больше – 12,5 тысяч долларов.
На днях академия опубликовала отчет по итогам второго исследования по данному вопросу: «Электронная дилемма 2: Проблема с точки зрения независимых производителей кинофильмов, представителей документального кино и некоммерческих аудиовизуальных архивов» (The Digital Dilemma 2 Perspectives from Independent Filmmakers, Documentarians and Nonprofit Audiovisual Archives, отчет можно скачать по на сайте Академии http://origin-www.oscars.org/science-technology/council/projects/digitaldilemma2/ при условии бесплатной регистрации).
В этом отчете основное внимание уделено наиболее острым проблемам, с которыми сталкиваются независимые кинематографисты, документалисты и некоммерческие аудиовизуальные архивы. В то время, как на долю независимых производителей приходится 75% выходящих в прокат кинофильмов, у этих сообществ обычно нет тех ресурсов, персонала и финансирования для решения вопросов сохранности, которые имеются у крупных голливудских киностудий и других крупных богатых организаций. Независимые кинематографисты создают – а некоммерческие киноархивы собирают и хранят - значительную часть аудио- и кинематографического наследия. При проведении данного исследования Академия киноискусства объединила усилия с Национальной программой по развитию инфраструктуры и обеспечению долговременной сохранности электронной информации (National Digital Information Infrastructure and Preservation Program, NDIIPP) Библиотеки Конгресса США, в убеждении, что эти сообщества не должны быть забыты.
В ходе исследования были проведены беседы с рядом производителей, распространителей и маркетологов, а также более широкий онлайн-опрос независимых производителей. Кроме того, представительная группа некоммерческих аудиовизуальных архивов предоставила сведения о деятельности в области обеспечения долговременной сохранности электронных материалов, в том числе информацию о контенте, который они получают в виде изначально-электронных файлов, об их текущей практике переформатирования контента в интересах его долговременной сохранности, и об их общей электронной инфраструктуре, политиках и стратегиях финансирования.
Сделанные в отчете выводы говорят о том, что для этих различных и широко разбросанных лиц и организаций существует настоятельная необходимость заняться, пока не поздно, решением проблемы обеспечения электронной сохранности, чтобы не было невозвратно утрачено культурно-историческое наследие, представителями которого они являются.
По поводу данного отчета острую статью под заголовком «Академии поднимает тревогу по поводу хрупкости электронных материалов» опубликовал 18 января 2012 года на сайте Variety Дэвид Коэн (David S. Cohen). Подзаголовок статьи констатирует: «Научно-технический отчет говорит о коротком сроке жизни неплёночных форматов». Ниже приводится перевод этой статьи (с некоторыми сокращениями):
В тот самый день, когда открылся кинофестиваль Sundance, а фирма «Истман Кодак» подала заявление о банкротстве, Академия киноискусства вылила ушат ледяной воды на электронную революцию в производстве кинопродукции.Источники: сайт Академии киноискусства / сайт Variety
Обеспечение долговременной сохранности кинофильмов является постоянной проблемой для всей отрасли, но в своём новом докладе Академия предупреждает, что срок жизни фильмов, снятых или завершенных с использованием электронных технологий, может оказаться столь коротким, что утраты могут иметь место ещё до их выхода в прокат. Хуже всего то, что независимые производители и документалисты, чьи работы в наибольшей степени подвержены риску, похоже, склонны игнорировать опасность.
Если первый отчет, выпущенный в 2007 году, был посвящен киностудиям, то второй посвящен проблемам независимых производителей и документалистов, и в нём сделан следующий вывод: «технологии, упрощающие создание кинопродукции, одновременно являются причиной того, что не гарантирован долговременный доступ к ней». Выявленное игнорирование этими сообществами хрупкости электронных файлов, возможно, не имеет большого значения – у этих секторов киноиндустрии в любом случае нет ресурсов для решения данной проблемы.
Соавтор отчёта, член научно-технического совета Милт Шефтер (Milt Shefter) так сказал корреспонденту издания Variety: «Время для проведения исследований закончилось. Нам нужно найти какие-то решения, либо мы потеряем массу материалов».
Говоря коротко, длительность хранения электронных материалов, будь то на жестких дисках, DVD или на твердотельной памяти, и близко не подходит к более чем столетнему сроку хранения, который обеспечивает пленка. Продолжительность жизни электронных носителей информации измеряется годами, а не десятилетиями, и файловые форматы способны устаревать не за годы, а за считанные месяцы. Как отмечается в докладе, эта проблема затрагивает не только библиотечные материалы, но и фильмы, ждущие выхода в прокат. «В целом», - отмечается в докладе, - «тем фильмам независимых производителей, которым повезёт попасть в прокат, удается это сделать спустя существенно большее время, чем фильмам производства крупных студий. Этот период может превысить допустимый срок «хранения на полке» любых электронных материалов, - т.е. ко времени выпуска в прокат электронные данные могут стать недоступными.»
«Большинство опрошенных во время подготовки данного отчета кинематографистов не были осведомлены о бренности электронного контента и о том, насколько короток срок его хранения (при хранении по принципу «положил-забыл») по сравнению с 95-летним и более сроком, в течение которого, по американскому законодательству, кинематографисты могут сохранять и эксплуатировать имущественные авторские права на свои работы».
Значительная часть созданного независимыми производителями контента, говорится в докладе, может быть потеряна раньше, чем будут использованы все преимущества от 95-летней защиты имущественных авторских прав.
Неосведомленность производителей кинопродукции о данной проблеме Шефтер назвал «вероятно, самым большим сюрпризом для нас». «Они думают в первую очередь о преимуществах электронных рабочих процессов», говорит он, «но не задумываются над тем, что будет с их (электронными) мастер-копиями. Работа строится таким образом, чтобы сделать фильм, представить его аудитории, а затем переходить к следующему».
Также сюрпризом для исследователей Академии стала неосведомленность документалистов об уязвимости электронных файлов. Напротив, они, как правило, радовались легкости доступа к отснятым материалам в век электронных технологий. Когда исследователи заговорили о том, что из-за несохранения электронных файлов может образоваться «черная дыра, охватывающая последние 25-30 лет», то, по словам Шефтера, «до них эта мысль не дошла».
«Главное отличие между аналоговым и цифровыми носителями информации заключается в том, что аналоговые носители можно было хранить по принципу «положил и забыл»», объясняет Шефтер. «Электронными же данными необходимо активно управлять».
Такое активное управление, однако, обходится дорого - намного дороже, чем помещение плёнки в защищённое хранилище. Даже когда производители и предпринимают меры, они сталкиваются с непреодолимой проблемой: единственно надежным способом длительного архивного хранения электронных графических образов является их перевод в аналоговый вид. На сегодня наилучшим архивным решением является печать фильма на плёнку, в идеале – печать на чёрно-белую пленку по отдельности трёх цветовых слоёв. Это очень дорогое решение.
Академия, по словам директора её научно-технического совета Энди Мальца (Andy Maltz), делает все возможное, чтобы способствовать решению этой проблемы. «Один из ключевых вопросов при обеспечении долговременной сохранности – использование стандартных файловых форматов, с тем, что если вы можете восстановить поток битов, то вы будете знать, что они означают и как они должны отображаться на экране». Проект Академии «Концепция обмена графическими образами» (Image Interchange Framework) помогает разрабатывать такие стандарты, и первый из них будет опубликован уже в этом году.
Академия координирует усилия Голливуда по взаимодействию с Библиотекой Конгресса и с другими отраслями с целью поиска методов архивации электронных данных. Но, говорит Мальц, «Обеспечение архивного срока хранения своих продуктов – задача самих производителей». К счастью для индустрии развлечений, она не одна столкнулась с этой проблемой. Банковский сектор, медицина, энергетика и другие отрасли должны сохранять электронные данные куда дольше, чем несколько лет, и все они сейчас в поисках все того же неуловимого прорывного решения.
В докладе подчёркивается, что, если обеспечение долговременной сохранности не станет требованием, учитываемым в стратегиях планирования, бюджетирования и маркетинга, то она останется в равной степени проблемой для независимых производителей, документалистов и архивов. «Эти сообщества, и национальное артистическое и культурное наследие, очень выиграли бы от разработки всеобъемлющего, скоординированного плана обеспечения электронной сохранности для будущего».
Доклад включает в себя предложения по расширению образовательных программ, обмена информацией и сотрудничества между архивами и другими организациями.
Шефтер подчеркнул, что ни научно-технически совет, ни данный отчет не ставят под сомнение электронные технологии производства кинопродукции, дающие в ряде случаев «огромные преимущества». По его словам, «Ставится вопрос о том, что, по мере того, как мы осваиваем преимущества новой технологии, одной вещи недостаёт: обеспечения долгосрочного гарантированного доступа. Это нам обеспечивал мир аналоговых технологий, и мы считаем, что любые новые технологии должны обеспечивать не меньшее».
Дэвид Коэн (David S. Cohen)
http://origin-www.oscars.org/science-technology/council/projects/digitaldilemma2/download.php
http://www.variety.com/article/VR1118048861/