вторник, 3 января 2012 г.

Новый закон «О бухгалтерском учете» и управление бухгалтерскими документами, часть II

(Продолжение, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2012/01/i.html )

Первичные учетные документы

Большой интерес представляет статья 9 «Первичные учетные документы». Здесь наиболее революционным является отказ от использования альбомов унифицированных форм первичной учетной документации. Теперь формы всех первичных учетных документов должны будут утверждаться руководителем экономического субъекта. Для организаций государственного сектора формы будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Вторым важным моментом является то, что после вступления закона в силу, первичный учетный документ может составляется «на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью». Явно записанное в законе «или» открывает возможность создавать первичные учетные документы только в электронном виде.
Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
С одной стороны, отмена обязательности использования унифицированных форм первичных учетных документов для коммерческих структур решает один из вопросов, который регулярно приводил к спорам.
Для справки: До 2004 года функция по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов осуществлялась Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2001 № 85). В ходе административной реформы данная функция признана решением Правительства Российской Федерации избыточной, подлежащей упразднению (протокол от 18.12.2003 № 47). Ее осуществление не предусмотрено действующим в настоящее время Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420.

Таким образом, ни Минфин России, ни Росстат уже давно не имели полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов, и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению.
С другой стороны, отсутствие унифицированных форм, разрабатываемых государством, и передача разработки форм «на откуп» самим организациям, может в будущем привести к конфликтам как между хозяйствующими субъектами, так и между организациями и государственными органами (в случае использования плохо продуманных, вводящих в заблуждение форм).

Регистры бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета также допускается составлять «на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью» (ст. 10).

Впервые для регистров предусмотрено наличие обязательных реквизитов;
4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
На их наличие и правильное оформление необходимо обратить особое внимание, поскольку в противном случае возможны проблемы при общении с контролирующими государственными органами, например, с налоговой службой.

(Окончание следует)

Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122855

Комментариев нет:

Отправить комментарий