пятница, 10 марта 2017 г.

США: Можно ли запатентовать «управление документами»?


Когда-то в вузе на курсах патентного дела нас учили, что общеизвестные вещи и общие понятия не патентуются, а заголовки заявок на авторские свидетельства и патенты должны быть предельно конкретными. В этой связи крайне занятно наблюдать, что сейчас пропускает – пусть даже на уровне заявок – патентная служба Соединённых Штатов, качество работы которой от года к  году вызывает всё больше вопросов.

23 февраля 2017 года была опубликована заявка на получение патента США под номером 2017/0053014-A1 (US Patent Application 20170053014A1), поданная ещё в августе 2015 года Райаном Лавали (Lavallee, Ryan Edward) и скромно названная «Управление документами» (Records management), см. http://www.freepatentsonline.com/20170053014.pdf

Наверное, в скором времени мы увидим заявки под названием «Физика», «Химия», «Информационные технологии» :)

О чём на самом деле идёт речь? Автор дал следующее описание своего изобретения: «Методы управления электронными документами. Электронные документы хранятся в базах данных, у каждой из которых имеется собственная, отличная от других модель данных и классификационная схема. Электронные документы, созданные в исходных системах, индексируются, при этом присвоенный им индекс включает указатель на соответствующий документ в исходной системе. Индекс обновляется по мере изменений в электронных документах. Осуществляющее управление документами действующее лицо (agent) применяет правила,  устанавливающие сроки хранения, и отслеживает сроки хранения электронных документов согласно соответствующим указаниям по срокам хранения и действиям по их истечении. Над документами, подлежащими уничтожению или передаче,  выполняются соответствующие действия; и, когда эти действия проведены надлежащим образом, действующее лицо также инициирует удаление или экспорт соответствующих электронных документов.»

Забавно, что в детальном описании сказано нечто иное. Там в разделе «Техническая область» (Technical field) читаем: «[0001] Изобретение относится к методам управления сроками хранения электронных документов. Более конкретно, речь идёт о методе единого управления документами в ряде исходных систем, имеющих различные форматы данных и классификационные схемы». Ну какая, в самом деле, разница – управлять документами или сроками хранения документов? :)

Честно говоря, всё это можно найти – в куда более детальном и профессиональном изложении – во многих американских и международных нормативных и методических документах, и ни о какой новизне здесь речь не идёт. Но даже в этом случае автор мог сформулировать название заявки более приемлемо, а патентная служба просто обязана была на этом настоять.

Чтобы понять, что же все-таки автор изобрел (может быть) нового, приходится погружаться в заявку глубже, «пробираясь» через характерный до сих пор для таких документов зубодробительно-кондовый язык. В конечном итоге выясняется, что автор предлагает схему централизованного управления сроками хранения документов, созданных и хранящихся во многочисленных разнородных корпоративных деловых системах, без перемещения их в единую документную систему. Решить задачу, судя по всему, предполагается за счет создания единого реестра (индекса) всех документов – не самая разумная идея, с моей точки зрения, поскольку даже в бумажном делопроизводстве сроками хранения обычно управляют на уровне наборов документов (например, в виде дел), а не на уровне отдельных документов.

Источник: сайт FreePatentsOnline.com
http://www.freepatentsonline.com/20170053014.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий