четверг, 19 сентября 2013 г.

В канадской провинции Квебек идёт работа по пересмотру Закона об архивах и соответствующих подзаконных нормативных актов


Статья Франсуа Давида (François David) и Мари-Франс Миньо (Marie-France Mignault – на фото) была опубликована на блоге «Снимки» (Instantanés) Национальной Библиотеки и Архивов Квебека (Bibliothèque et Archives nationales du Québec, BAnQ).

В течение последнего года рабочая группа, состоящая из архивистов библиотечно-архивной службы Квебека (BAnQ), работала над проектом пересмотра «Закона об архивах» (Loi sur les archives). В самом деле очень важно, чтобы Квебек получил новую законодательно-нормативную базу. Хотя «Закон об архивах», а также подзаконные нормативные акты и политики с 1983 года показали себя отличными  инструментами для управления документами и архивами, мы должны признать, что в связи с происшедшими за последние 30 лет значительными изменениями назрел их основательный пересмотр. Сложившиеся новые условия побуждают нас к тому, чтобы пересмотреть задачи и основные ориентиры этих документов и инициировать новые подходы.

Помимо ревизии законодательства, рабочая группа, руководимая Куратором и Генеральным директором архивов BAnQ Норманном Шарбоннё (Normand Charbonneau – на фото справа; это руководитель департамента архивов, подчиняющийся непосредственно Президенту - Генеральному директору библиотечно-архивной службы – Н.Х. ),  провела переоценку политик и нормативных документов, выпущенных в соответствии с данным законом. Были как следует проанализированы пять следующих документов:
  • «Административный регламент управления активными документами Правительства Квебека» (la Politique administrative concernant la gestion des documents actifs du gouvernement du Québec,1985);

  • «Положение о сроках хранения, передаче документов на ведомственное и архивное хранение, депозитарном хранении и уничтожении архивных документов» (le Règlement sur le calendrier de conservation, le versement, le dépôt et l’élimination des archives publiques, 1985);

  • «Административный регламент управления полуактивными (т.е. переставшими активно использоваться в деловой деятельности, соответствует нашему «законченными в делопроизводстве» - Н.Х.) документами Правительства Квебека» (la Politique administrative concernant la gestion des documents semi-actifs du gouvernement du Québec, 1988);

  • «Положение о соглашениях о качестве услуг, оказываемых частными архивами» (la Règlement sur l’agrément d’un service d’archives privées, 1990);

  • «Регламент управления неактивными документами государственных учреждений» (la Politique de gestion des documents inactifs des organismes publics, 1991).
Этот анализ позволил нам определить необходимый уровень вмешательства. По итогам проекта пересмотра предлагается действующий закон и пять подзаконных нормативных актов переформировать в четыре документа – в закон и три положения. Административные регламенты будут отменены, а их полезные компоненты включены в текст закона или положений.

Кроме того, мы сформулировали основные цели, на достижение которых направлено  новое законодательство:
  • Дать специалистам по управлению документами в подчинённых органах инструменты / рычаги, которые позволят им оправдать ожидания в плане управления культурно-историческим наследием и его состава;

  • Представить управление документами как системный подход, основанный на внедрении «программы управления документами»;

  • Возложить ответственность за управление документами на представителей высшего руководства государственных органов;

  • Облегчить бремя и упростить работу как государственных органов, так и библиотечно-архивной службы Квебека;

  • Способствовать переходу государственных органов на электронные технологии;

  • Обеспечить подотчетность, включающую регулярное проведение оценки функционирования программы управления документами в государственных органах;

  • Привести закон в соответствие с текущей практикой работы.
Реформа «Закона об архивах» является приоритетным направлением для Генеральной дирекции архивов BAnQ, и мы осознаем последствия предлагаемых изменений для архивного сообщества. Именно поэтому мы стремимся регулярно сообщать о ходе этой работы через блог «Снимки» (Instantanés) и иные имеющиеся в нашем распоряжении каналы. Кроме того, были сделаны доклады на недавно прошедшей ежегодной встрече тематической экспертной группы по управлению документами (Groupe d’expertise en gestion documentaire), а также на последнем съезде Ассоциации архивистов Квебека (l’Association des archivistes du Québec) в июне 2013 года.

Франсуа Давид (François David),
помощник Куратора и Генерального директора архивов,
архивный центр Монреаля (Centre d’archives de Montréal)

Мари-Франс Миньо (Marie-France Mignault),
архивист Архивного центра Квебека (Centre d’archives de Québec)

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/11/ii_8.html )

Источник: блог «Снимки» (Instantanés)
http://blogues.banq.qc.ca/instantanes/2013/07/04/revision-de-la-loi-sur-les-archives-et-de-ses-documents-afferents/

2 комментария:

  1. 26 сентября на московской конференции "Документ. Архив. Информационное общество" в РГГУ о Квебекском "Законе об архивах" расскажет Иван Брунович Барро, магистр информационных наук, партнер-консультант компании Fujitsu

    ОтветитьУдалить
  2. Раз уж Вы упомянули И.Барро, то могу добавить, что его статью "Сравнение федеральных архивных законов: Российская Федерация и Канада" можно прочитать в "Вестнике РГГУ" №4 (105), 2013, стр.57, см. http://rggu-bulletin.rggu.ru/binary/2628300_34.1372673679.46653.pdf

    ОтветитьУдалить