четверг, 12 сентября 2013 г.

Регламентирование порядка установление сроков хранения в законодательно-нормативных актах 2013 года


Интересная ситуация складывается с установлением сроков хранения в наших российских законах. Сразу в нескольких законодательных актах уточнен порядок установления сроков хранения, а также вопрос о том, какие государственные органы их устанавливают.

Федеральный закон от 23.07.2013 №  250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости»:
  • Наделил федеральный орган в области государственной регистрации полномочиями установления порядка и сроков хранения разделов Единого государственного реестра прав;

  • Установил, что порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок и сроки хранения разделов Единого государственного реестра прав, состав номера регистрации определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Правила ведения, порядок и сроки хранения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом в области государственной регистрации.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Статья 4. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Было:  3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Стало: 3. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. …
Кроме того, сейчас уже на законодательном уровне при установлении требований о содержании внутренних нормативных документов подконтрольных организаций не забывают о требованиях к документированию их деятельности. Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»» установил требования к содержанию правил формирования страховых резервов страховщиками.
Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Статья 26. Страховые резервы

2. Формирование страховых резервов осуществляется страховщиками на основании правил формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора и устанавливают:

4) требования к документам, содержащим сведения, необходимые для расчета страховых резервов, и сроки хранения таких документов;
Такие же требования устанавливаются и постановлениями Правительства РФ.
Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, обязательным требованиям, аттестации экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии и технических экспертов для выполнения работ по аккредитации (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 612).

IV. Требования к органам по сертификации

е) наличие у органа по сертификации системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя:
  • Систему хранения и архивирования документов, в том числе правила их хранения и архивирования;

  • Правила систематизации и ведения архива документов, в том числе условия передачи документов в архив, условия выдачи документов из архива, сроки хранения в архиве документов (групп документов), правила регистрации документов, поступающих в архив, условия хранения документов;
Аналогичные требования установлены и к содержанию системы управления документацией (правил документооборота) испытательных лабораторий (центров) (п.15.ж).

Интересные рекомендации были приведены в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 17.07.2013 № АА-03-03-36/10037 по структуре и содержанию «Порядка производственного контроля в области обращения с отходами», который ведомство обязано согласовывать. Росприроднадзор рекомендовал включить в Порядок раздел «Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами»:
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 17.07.2013 № АА-03-03-36/10037 «О согласовании порядка производственного контроля в области обращения с отходами»

В разделе «Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами» следует указать список документации, подлежащей хранению, а также ответственные структуры, сроки и способы хранения документации. Сроки хранения документации юридического лица регламентируются, в частности, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».
Мой комментарий: Все более число «уполномоченных государственных органов» получают полномочия по установлению сроков хранения. Я, однако, считаю спорной идею требовать от организаций самостоятельно устанавливать сроки хранения, поскольку интересы государства и интересы организаций в отношении сроков хранения документов могут существенно различаться, и если государственные органы хотят обеспечить сохранность определенных документов, то именно им и следует об этом позаботиться.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149701
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149687
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149953
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150501

Комментариев нет:

Отправить комментарий