понедельник, 2 сентября 2013 г.

Утвержден порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ и услуг


Одним из видов жалоб, который приходится рассматривать государственным органам - жалобы граждан и организаций на нарушения того законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на соответствующий государственный орган.

Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 18 января 2013 г. № 17/13 утвержден «Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг». Речь идет о закупках государственных компаний и корпораций; естественных монополистов; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; унитарных предприятий; автономных учреждений; хозяйственных обществ с долей государственного (муниципального) участия более 50%; «дочек» и «внучек» этих юридических лиц, которые должны осуществлять закупки в соответствии с требованиям Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В Министерстве юстиции документ был зарегистрирован только в мае 2013 года, а вступил в силу 7 июня 2013 года.

Антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок (п.2).

Действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки в следующих случаях (п.3):
  • Неразмещение на официальном сайте ( http://www.zakupki.gov.ru ) положения о закупке; изменений, вносимых в указанное положение; информации о закупке, подлежащей размещению на таком официальном сайте или нарушение сроков такого размещения;

  • Предъявление к участникам закупки требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

  • Осуществление закупки в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений федерального закона о государственных закупках.
Обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган не является препятствием для их обжалования в судебном порядке (п.4) (т.е. одновременно с жалобой в ФАС можно сразу подать иск в суд – Н.Х.).

Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо со дня размещения результатов закупки на сайте в Интернете, (п.5).

Если заключение договора не было осуществлено по результатам закупки, либо закупки были признаны несостоявшимися, обжалование в антимонопольный орган допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо со дня размещения результатов закупки на сайте, (п. 6).

Жалоба подается в письменной форме и должна содержать (п.7):
  • Наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика;

  • Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

  • Указание на обжалуемую закупку;

  • Указание на обжалуемые действия  (бездействие) заказчика, соответствующие доводы;

  • Перечень прилагаемых к жалобе документов.
Жалоба может быть направлена посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом (п.8). Она подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ (п.9).

Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях (п.10):
  • Жалоба не содержит требуемых порядком сведений;

  • Жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

  • Наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушений в обжалуемых действиях заказчика;

  • Антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика.
Решение о возвращении жалобы принимается в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который об этом обязан сообщить в письменной форме заявителю в день принятия решения с указанием причин возвращения жалобы (п.11).

Мой комментарий: Заседать вечерами становится рискованно - можно не успеть сообщить заявителю о принятом решении :) Интересно, почему нормописатели никогда не задумываются о подобных "мелочах"?

В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов   или на сайте антимонопольного органа, в котором указываются:
  • Краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения),

  • Адрес официального сайта, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа,

  • Сведения о месте и времени рассмотрения жалобы, а также направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (п.12).
Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты, оно направляется:
  • Заказчику - по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении закупки;

  • Заявителю - по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
Заказчик в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения (п.13).

Мой комментарий: Любопытно, "течение одного рабочего дня" длится 24 часа или же до полуночи? В последнем случае как быть, если уведомление поступит поздно вечером?

Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей (п.14), которые направляются в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (п.15).

Заказчик обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки (п.16).

Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа (п.17). В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (п.18).

Со дня направления уведомления закупка приостанавливается (Думаю, саботажники разного рода скажут за это спасибо. Конечно, так поступать проще, чем разбираться с тем, оправдана ли подобная мера в каждом отдельном случае! - Н.Х.) до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу (п.19). В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (п.20).

В случае, если жалоба признана обоснованной, комиссия принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупке, об аннулировании закупки (п.21).

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа (п.23.), которые могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (п.24).

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146665

Комментариев нет:

Отправить комментарий