понедельник, 10 сентября 2012 г.

Опубликован «План по реализации задач внедрения принципов «Открытого правительства» в деятельность Росархива»


На сайте Росархива опубликован «План по реализации задач внедрения принципов «Открытого правительства» в деятельность Росархива» (утв. приказом Росархива от 05.09.2012 г. № 47) (см. http://archives.ru/plan-otkrytoe-pravitelstvo.shtml )

План предусматривает следующие направления деятельности:
  • Совершенствование и реализация принципов информационной открытости Росархива;

  • Совершенствование механизмов гражданского контроля деятельности Росархива и вовлечение гражданского общества для повышения качества принимаемых решений;

  • Развитие системы оказываемых Росархивом и подведомственными учреждениями государственных услуг в электронном виде, соответствующей требованиям гражданского общества по качеству предоставления;

  • Развитие кадрового потенциала.
Информационная открытость Росархива будет обеспечиваться развитием интернет-сайта агентства, отраслевого интернет-портала «Архивы России» и созданием интернет-сайтов федеральных государственных архивов. Соответствующие работы будет проводиться в 2012-2013 годах на средства федерального бюджета по ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)».

Росархив также планирует проводить публичное обсуждение (п. 1.2.):
  • Проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Росархивом по поручениям Правительства Российской Федерации и Минкультуры России;
  • Плана Росархива по антикоррупционной деятельности на 2012-2013 гг.;
  • Системы ключевых показателей эффективности Росархива;
  • Предлагаемых к реализации отдельных проектов Росархива.
С участием руководства Росархива будут проводиться:
  • Встречи с представителями бизнес-сообщества, экспертных объединений и общественных организаций;
  • Встречи с представителями печатных и электронных СМИ;
  • Онлайн-конференции;
  • Лекционные занятия в ВУЗах гуманитарного профиля.
В рамках совершенствования механизмов гражданского контроля деятельности Росархива будет проведена модернизация Общественного совета агентства (п. 2.1.). До 1 января 2013 года планируется выполнить следующие мероприятия:
  • Переформирование состава Совета на новых принципах (принципы ещё нужно сформулировать – Н.Х.);

  • Внесение изменений в положение о Совете, предусматривающие наделение его дополнительными полномочиями;

  • Определение приоритетных направлений деятельности Росархива и Совета на 2012-2013 гг.;

  • Создание при Совете экспертных групп по приоритетным направлениям и привлечение их к разработке нормативных правовых актов, разрабатываемых Росархивом по поручениям Правительства и Минкультуры (опять же, приоритетные направления ещё нужно сформулировать – Н.Х.);

  • Создание странички Совета на официальном интернет-сайте Росархива (Общественный совет-онлайн) (эта страница уже открыта по адресу http://archives.ru/public-council.shtml , но пока что она не содержит никакой информации, помимо кратких новостей – Н.Х.).
Не совсем понятно, что в плане по «открытому правительству» делает раздел о развитии системы оказываемых Росархивом и подведомственными учреждениями государственных услуг в электронном виде, включающий:
  • Завершение перевода не менее половины государственных услуг Росархива в электронный вид (до 1 января 2014 г.);
  • Внедрение корпоративной системы электронного документооборота в аппарате Росархива (до 1 января 2013 г.)
  • Формирование бюджета Росархива преимущественно в электронном виде (с 2013 г.).
Перечисленные пункты все-таки относятся не к «открытому правительству», а к построению электронного правительства :)

Не порадовал и раздел, посвященный развитию кадрового потенциала, который включает чисто бюрократические мероприятия: создание в Росархиве очередной комиссии по развитию кадров с привлечением к ее деятельности представителей гражданского общества и экспертного сообщества (до 1 января 2013 г.) и разработка стратегии развития кадрового потенциала Росархива и подведомственных учреждений (до 1 июля 2013 г.). Кроме того, в план записано, что резерв кадров Росархив будет обновлять с учетом мнения Совета, а с 1 января 2014 года будут внедряться «контракты эффективности» для государственных гражданских служащих Росархива (Интересно, что под этим имеется в виду? И стоит ли закладывать в план «непропеченную» идею, пока еще не получившую законодательно-нормативного оформления?).

Мой комментарий: Хочу остановиться лишь на принципе информационной открытости, который мне представляется ключевым при реализации программы «открытого правительства». Одним техническим подкручиванием сайтов здесь не обойтись. Начать надо со своевременного выкладывания хотя бы той информации, которую Росархив должен раскрывать по закону (но регулярно «забывает» это делать, дожидаясь, видимо, пока кто-нибудь натравит на него прокуратуру).

Далее, нужно по возможности раскрывать те материалы, что создаются в процессе деятельности агентства, поскольку сил на что-то дополнительное у Росархива просто нет. Например, я бы в первую очередь рассмотрела вопрос о размещении в открытом доступе всех отчетов по научно-исследовательским работам, которые были выполнены в рамках государственного заказа. План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых Федеральным архивным агентством на основе государственного задания в текущем году (утв. приказом Росархива №113 от 28.12.2011 г., http://www.vniidad.ru/Downloads/plan-nir2012.rtf ) включает ряд тем, отчеты по которым которые, с моей точки зрения, могут быть интересны широкому кругу специалистов отрасли. Это, например, следующие темы:
  • Автоматизированная база данных «Состав и сроки хранения документов, образующихся в организациях»;

  • Анализ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих сроки хранения отдельных видов документов (2009 – 2011 годы). Систематизированный перечень видов документов с указанием сроков хранения.;

  • Анализ национальных стандартов, регулирующих создание, хранение, учет, обращение и использование электронных научно-технических документов в организациях и на предприятиях (аналитический обзор);

  • Дифференцированный подход к определению периода ограничения доступа для различных тематических групп конфиденциальных персональных данных, содержащихся в архивных документах (аналитический обзор);

  • Обзор международных стандартов и проектов международных стандартов ИСО по управлению документами за 2011 год, определение целесообразности разработки на их основе соответствующих национальных стандартов Российской Федерации (аналитический обзор).
Кроме того, я бы рекомендовала рассмотреть вопрос об обязательном размещении в открытом доступе на сайтах Росархива и/или ВНИИДАД информационных бюллетеней «Документоведение и архивное дело за рубежом», которые ВНИИДАД готовит на средства, выделяемые из федерального бюджета, а затем по существу «закапывает»,  и вложенные в них усилия пропадают без какой-либо пользы для отрасли и для научного авторитета самого ВНИИДАД.

Источник: Официальный сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/plan-otkrytoe-pravitelstvo.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий