пятница, 7 сентября 2012 г.

Утверждены Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц


Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 утверждены «Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Жалоба может быть подана в федеральный орган исполнительной власти или орган государственного внебюджетного фонда РФ и их территориальные органы в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде (п.2), а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п.10), который  должен обеспечить ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба может быть подана (п.3 а) на:
  • орган, предоставляющий государственную услугу,
  • должностное лицо органа, предоставляющего государственную услугу,
  • федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
Мой комментарий: Получается, что жалобщик, при желании, может трижды пожаловаться по одному и тому же поводу, если правильно сформулирует свои претензии. В связи с этим при регистрации жалобы стоит сразу отмечать, на кого конкретно она подается.

Жалоба рассматривается (п.8 и п.10):
  • Органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих;

  • Если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, то жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности); а при отсутствии вышестоящего органа - непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу.

  • Если обжалуется порядок предоставления государственной услуги многофункциональным центром, то жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим с МФЦ соглашение о взаимодействии (п.10).
В органах, предоставляющих государственные услуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают (п.12):
  • Прием и рассмотрение жалоб;
  • Направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.
В случае установления в ходе рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса об административных правонарушениях либо признаков состава преступления, уполномоченное на рассмотрение жалоб должностное лицо обязано незамедлительно направить соответствующие материалы в органы прокуратуры (п.13).

Мой комментарий: Уполномоченные сотрудники, которые будут фактически проводить внутренний аудит работы по оказанию государственных услуг в государственных органах, должны быть наделены достаточно широкими полномочиями, так как они не только будут принимать решения об удовлетворении жалоб, но и направлять  материалы в прокуратуру для привлечения виновных как минимум к административной ответственности.

Органы, предоставляющие государственные услуги, должны формировать и ежеквартально представлять в вышестоящий орган отчетность о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб) (п.14. д).

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня ее регистрации в уполномоченном на ее рассмотрение органе (п.10). Жалоба подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления (п.15) и рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу и/или его должностного лица в приеме документов у заявителя, в исправлении допущенных опечаток и ошибок либо в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений, - жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Мой комментарий: Итак, работа с жалобами на оказание госуслуг практически выделяется в отдельное направление, причем ряд требований существенно ужесточен. Для правильной организации этой работы жалобы такого рода нужно будет уже при регистрации выделять в самостоятельную группу документов (точнее, в две), поскольку срок реагирования на эти жалобы установлен более короткий, чем для рассмотрения обращений граждан.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (п.16). Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа. При удовлетворении жалобы государственный орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством.

В случае, если жалоба признана обоснованной, в ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги (п.18 е).

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме (п.17).

Мой комментарий: В данном случае, для того, чтобы успеть оформить и отправить ответ в письменной форме, возможно, придется менять технологию отправки ответов, чтобы не нарушать установленный срок.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть дан в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (п.19).

Мой комментарий: Все это, конечно прекрасно, но отправлять ответ на жалобу в электронном виде можно только тогда, когда есть возможность получить подтверждение (например, от третьей стороны) факта и даты отправки. Отправлять такие документы простой электронной почтой может быть рискованно, поскольку впоследствии достаточно сложно будет доказать как факт своевременной отправки ответа, так и факт получения ответа заявителем.

Источник: Консультант +
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=134218

2 комментария:

  1. Подал жалобу на прокурора р-на, а в областной прокуратуре:
    10 дней не регистрируют;
    затем отказываются выполнять постановление № 840(по срокам).
    Мотивируют тем, что прокуратура руководствуется "Законом об обращениях граждан"...
    Тупик, ведь за прокуратурой никто не надзирает!?
    Подскажите пожалуйста как быть в данной ситуации?
    С уважением Влад

    ОтветитьУдалить
  2. Обратите внимание, что постановление утвердило правила «Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти», да еще при оказании государственных услуг. Поскольку прокуратура представляет собой структурно и функционально самостоятельный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, положения Правил на неё не распространяются.

    Однако невыполнение регистрации в течение 10 дней Вашей жалобы в областной прокуратуре – это нарушение требований закона об обращениях граждан, и в Кодексе об административных правонарушениях (КОАП) есть статья, устанавливающая штрафы за нарушения такого рода.

    Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, рекомендую для начала направить электронные жалобы во все вышестоящие органы государственной власти, начиная с Президента. Если у Вас есть доказательства факта нарушения сроков регистрации Вашей жалобы, то Вы можете подать иск в суд.

    ОтветитьУдалить