четверг, 13 сентября 2012 г.

Так можно или нельзя использовать неквалифицированную электронную подпись для подписания первичных учетных документов?


Переход на использование новых видов подписей вызывает у организаций много вопросов. Эти вопросы они задают контролирующим органам, с которыми уже сейчас ведется активное взаимодействие в электронном виде с применением ЭЦП.

Одно закрытое акционерное общество (ЗАО) задало вопрос Министерству финансов: «Признаются ли первичные документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью, соответствующими требованиям о документальном подтверждении расходов для целей налога на прибыль?», а другая чуть раньше задала аналогичный вопрос Федеральной налоговой службе. И, как у нас нередко случается, мнения двух государственных органов оказались противоположными …

ЗАО исходило из того, что виды электронных подписей, использование которых допускается при составлении первичных документов, федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не определены. Участники электронного взаимодействия заключили между собой соглашение, предусматривающее подписание документов неквалифицированной электронной подписью. В таком случае первичные учетные документы, подписанные такой подписью в соответствии с требованиями ст. 6 закона Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»,  могут быть учтены в целях налога на прибыль, если соблюдены критерии п. 1 ст. 252 Налогового Кодекса РФ. В обосновании своей позиции ЗАО сослалось на письмо ФНС России от 24 ноября 2011 года № ЕД-4-3/19693@.

В ответном письме Министерства финансов от 31 июля 2012 года № 03-03-06/2/85 была изложена позиция Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.

Департамент отметил, что случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым Кодексом не определены.

Для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, по мнению Департамента, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Позиция Федеральной налоговой службы, изложенная в письме ФНС от 24 ноября 2011 года  ЕД-4-3/19693@ «О возможности подписания первичных учетных документов усиленной неквалифицированной электронной подписью», диаметрально противоположная, хотя основывается на тех же самых законодательных нормах. По мнению налоговиков:
При подписании документа простой или неквалифицированной электронной подписью информация будет признана электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (пункт 2 статьи 6 Закона N 63).

… Виды электронных подписей, использование которых допускается при составлении первичных документов, Законом «О бухгалтерском учете» не определены.

В этой связи полагаем, что если соглашением между участниками электронного взаимодействия предусмотрено подписание документов неквалифицированной электронной подписью, то первичные учетные документы, подписанные такой подписью в соответствии с требованиями статьи 6 Закона № 63-ФЗ, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, если соблюдены критерии пункта 1 статьи 252 Кодекса.
Думаю, комментарии излишни :)

Источник: КонсультантПлюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=113706
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=104159

2 комментария:

  1. А до меня по одному нашему проекту вот такое письмо в прошлом году прилетело:
    +++++++++++++
    Межрегиональная инспекция FNC России по крупнейшим налогоплательщикам ХХХ в ответ на письмо от XXXXX но NNNNN сообщает, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 Но 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначним документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

    Таким Образом, с учетом вышеизложенного и положений Письма ФНС РФ от XXX NNNN легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронно цифровой подписи являются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу) и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  2. Видимо у Минфина позиция твёрдая в отношении использования только квалифицированной подписи, вот ещё нашёл письмо МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 11 января 2012 г. N 03-02-07/1-1
    ...
    Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
    Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
    Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
    Одновременно сообщаем, что в силу ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

    ОтветитьУдалить