29 декабря 2009 года президент США Обама подписал исполнительный приказ 13526, регламентирующий засекречивание и рассекречивание информации и документов, содержащих государственную тайну. По сравнению с аналогичными документами предыдущих администраций, в исполнительном приказе Обамы нашли отражения его предвыборные обещания относительно большей открытости государства, создаются условия для сокращения объёмов неоправданно засекреченных документов. Одновременно администрация США взяла на себя обязательство рассекретить сотни миллионов страниц исторических материалов.
Текст исполнительного приказа доступен на сайте Белого Дома, а на одном из блогов я обнаружила комментарий известного американского специалиста Мередит Фухс (Meredith Fuchs), руководителя юридической службы неправительственной организации National Security Archive, которая подробно рассказала о том, что нового содержит исполнительный приказ Обамы. По её мнению, исполнительный приказ многое обещает в плане уменьшения неоправданной секретности.
Я выбрала из этого комментария наиболее интересные, с моей точки зрения, нововведения. Думаю, что коллегам также будет интересно сравнить позиции в отношении рассекречивания документов США и России - см. интервью, данное в декабре 2009 года тогда ещё и.о. руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизовым журналу «Огонек» (№ 30 (5108), 07.12.2009 г., http://www.rusarchives.ru/news/ogonek.shtml ).
В новом исполнительном приказе восстановлены формулировки, рекомендующие не засекречивать информацию в тех случаях, когда имеются серьезные сомнения в целесообразности установления грифов, и рекомендующие устанавливать более низкие грифы доступа, если есть серьезные сомнения по поводу должного уровня грифов (см. разделы 1.1 (b) и 1.2 (c)). Хотя последствия такого рода изменений оценить трудно, особенно если нет явной возможности обеспечить их исполнение через судебную систему, ИП, тем не менее, сигнализирует о том, что рефлексивное засекречивание не должно быть общепринятой практикой в отношении государственной информации.
Исполнительный приказ покончил с правом вето ЦРУ в отношении решений о рассекречивании, принятых Межведомственной апелляционной комиссией по грифам секретности (Interagency Security Classification Appeals Panel, ISCAP). Вместо этого, любое агентство может теперь апеллировать по поводу принятых комиссией решений к президенту через его советника по национальной безопасности.
Впервые установлен принцип, согласно которому никакая информация не может оставаться закрытой на неопределенный срок, и что информация не может быть исключена из процесса рассекречивания только на основании вида документов. Это важные изменения, учитывая, что некоторые агентства пытались доказать, что определенные виды документов, такие как ежедневные информационные сводки для президента, никогда не могут быть рассекречены, или что не могут быть рассекречены очень старые тайны.
В целом, ИП устанавливает порядок, когда для документов должен быть установлен срок рассекречивания в 10 или 25 лет, если только они не раскрывают источники разведданных или не содержат ключевые сведения о конструкции оружия массового поражения. Такого рода информация может быть засекречена на срок до 50 лет. В исключительных случаях, по решению ISCAP, эта информация может быть засекречена на срок до 75 лет.
Вводятся процедуры, которые могут улучшить процесс принятия решений о засекречивании и уменьшить избыточную секретность, в том числе появилось требование о проведении основательного пересмотра политики назначения грифов в каждом агентстве, наделенном таким правом. Первоначальный пересмотр должен быть завершен в течение двух лет с даты вступления в силу исполнительного приказа.
На основе исполнительного приказа создан Национальный центр по рассекречиванию (National Declassification Center, NDC), задачей которого является создание более эффективной и коллективной системы рассекречивания. Каждому агентству по-прежнему позволяется контролировать рассекречивание собственной информации, но в исполнительном приказе указано, что они потеряют право возражать, если не завершат анализ документов в течение 1 или 3 лет, в зависимости от их характера.
Мередит Фухс (Meredith Fuchs)
Источник: блог Unredacted / сайт Белого Дома
http://nsarchive.wordpress.com/2009/12/30/obama-executive-order-on-classification-reflects-public%e2%80%99s-comments-makes-a-commitment-to-declassify-hundreds-of-millions-of-pages-of-historical-materials-sets-the-stage-for-reduction-in-ove/#more-993
http://www.whitehouse.gov/the-press-office/executive-order-classified-national-security-information
* * *
Мой комментарий. Процедура рассекречивания государственных документов - достаточно болезненная тема во многих странах. Без неё невозможно обеспечить надлежащую доступность государственных документов. В США уже сложилась достаточная надежная и сбалансированная система проведения рассекречивания, и всё равно там постоянно возникают определенные проблемы, поскольку у любого государства есть секреты, которые должны быть сохранены, и есть органы государственной власти, которые предпочитать «не пущать».
У нас проблема рассекречивания, как мне кажется, стоит ещё более остро: хотя и существуют правила и процедуры, на основе которых ведется эта работа, но они были разработаны ещё в советские времена, и не учитывают многих современных реалий. Кроме того, работа по рассекречиванию плохо финансируется и плохо поддерживается квалифицированными кадрами. В результате серьезно затруднен доступ, как к историческим, так и к современным государственным документам.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий