пятница, 22 января 2010 г.

Нормативное регулирование отечественного государственного сайтостроения

В этом посте речь пойдет о выпущенные в ноябре 2009 года нормативных документах, устанавливающих «технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами» - как для сайтов федеральных органов исполнительной власти вообще, так и для сайта Правительства РФ. Это:

  •  «Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти"), http://www.rg.ru/2009/12/02/dostup-dok.html
  •  «Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти» (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 16 ноября 2009 г. № 470), http://www.garant.ru/hotlaw/federal/227265/

Постановление Правительства – короткий сжатый документ, не содержащий ничего лишнего, только минимальные требования. Придраться можно, пожалуй, лишь к неаккуратной формулировке следующего пункта:

5. Информация на сайте должна размещаться на русском языке. Отдельная информация, помимо русского языка, может быть размещена на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, или иностранных языках.

Такая формулировка, с моей точки зрения, пусть и неумышленно, но унижает те языки народов России, которые не являются государственными языками республик, ставя их ниже любого иностранного языка. Проще было бы сказать: «отдельная информация может быть размещена и на других языках». А вообще я бы пожелала Правительству задуматься над тем, чтобы ключевые материалы начинать размещать как на основных иностранных языках, так и на ряде языков народов России. Хорошим примером является сайт Евросоюза http://europa.eu/ , работающий на 23 языках.

Требования по использованию иных языков, помимо русского, на сайтах федеральных органов исполнительной власти сформулированы следующим затейливым образом:

Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 16 ноября 2009 г. № 470)

7. Информация размещается на официальном сайте на русском языке. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти) отдельная информация на официальном сайте, помимо русского языка, может быть размещена на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

Ну почему нельзя было написать коротко: «и на других языках»?

Наибольшее внимание привлекает нормативный документ Минэкономразвития, поскольку он значительно более детальный, и затрагивает куда большее число сайтов.

Наших чиновников нужно любить хотя бы за добрые намерения. Намерения у разработчиков документа, несомненно, были самые лучшие, и практически все идеи, заложенные в него, вполне разумные. Но вот исполнение подкачало: во-первых, более уместной была бы форма «Методических рекомендаций», а не требований. Вообще получилось смешно: требования к сайту Правительства РФ оказались куда скромнее, чем к сайтам федеральных органов власти!

Далее, встает вопрос: что, кто-то будет проверять исполнение всех этих многочисленных технических требований? А если ведомство их не будет исполнять, то что тогда? Кого и на каком основании накажут?

То, что было бы хорошо и уместно в качестве методических указаний, может граничить с глупостью в качестве обязательного требования. Например:

5. Навигационные средства официального сайта должны соответствовать следующим требованиям:

а) вся размещенная на официальном сайте информация должна быть доступна пользователям информацией путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы официального сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более пяти.

Для примитивных веб-страничек это требование выполнить нетрудно. Однако для крупных сайтов этот пункт неприятен – он может помешать удобно рубриципровать информацию (всё равно, что запретить в Windows создание подпапок на глубину свыше пяти уровней).

Или, например, вопросы защиты информации. Похоже, авторам документа как-то не приходит в голову, что, помимо официальных материалов, сайт может размещать и массу другой информации, в отношении которой описанные ниже меры защиты явно избыточны (вспоминается дурь, происходившая вокруг защиты персональных данных!):

6. Требования к средствам защиты информации официальных сайтов должны определяться с учетом положений пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2573). В целях защиты информации, размещенной на официальном сайте, должно быть обеспечено:

а) применение средств электронной цифровой подписи или иных аналогов собственноручной подписи при размещении, изменении или удалении информации на официальном сайте;

б) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств ведения официального сайта, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации на официальном сайте, фиксировать точное время, содержание изменений и информацию об уполномоченном сотруднике федерального органа исполнительной власти (территориального органа) или операторе официального сайта, осуществившем изменения на официальном сайте.

Требование использования ЭЦП «в целях защиты информации», размещенной на сайте вообще не совсем понятно. Что именно нужно подписывать ЭЦП – размещаемые на сайте материалы, или деловую переписку, связанную с организацией информационного наполнения сайта?

А ведь, помимо применения технических средств, можно необходимый учет и контроль обеспечить мерами организационными, которые проще и дешевле, особенно, когда речь не идёт о размещении особенно ответственной информации.

Авторам документа нужно также учиться четко излагать свои мысли на государственном языке.

4. Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны:

в) предоставлять пользователям информацией возможность поиска и получения информации, размещенной на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.

Как его понимать? Я это положение понимаю как полезное требование об использовании при размещении информации таких технологий, которые бы позволяли/не мешали популярным машинам поиска (Яндекс, Рамблер, Google и др.) индексировать эту информацию. Однако его можно трактовать и иначе: как требование вставить на сайт «планочку» Яндекс-поиска (или иного другого), от чего, по опыту пользования сайтами, часто пользы немного.

Предусмотрено, что информация на сайтах может размещаться в следующих форматах: «гипертекстовый формат», «документ в электронной форме», «графический формат».

3. Информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").

Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").

Нормативные правовые и иные акты, а также судебные акты могут дополнительно размещаться на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в графическом формате в виде графических образов их оригиналов ("графический формат").

Требования направлены на то, чтобы можно вести поиск по содержанию всех размещенных на сайте органа государственной власти документов, и удобным образом использовать их фрагменты.

Здесь, во-первых, песню начали не с того конца: первоначально следует запретить госорганам использовать отвратительное форматирование времен DOS и TXT-файлов, выполняемое при помощи пробелов, ручных переносов слов и специальных графических символов – из-за этого вести нормальный поиск по многим документам (особенно по таблицам) невозможно.

Перевод в гипертекст объёмных нормативных документов требует больших трудозатрат, да и умения тоже. Кроме того, гипертекст в этом случае не слишком удобен для самих пользователей, которым обычно предпочтительнее скачать документ в виде файла. В общем, ещё раз положение, разумное в качестве рекомендации, становится не слишком разумным в качестве обязательного требования.

Крайне неудачно сформулировано в документе требование к резервному копированию:

6. Требования к средствам защиты информации официальных сайтов должны определяться с учетом положений пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2573). В целях защиты информации, размещенной на официальном сайте, должно быть обеспечено:

в) ежедневное копирование всей размещенной на официальном сайте информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность их восстановления;

д) хранение резервных материальных носителей с ежедневными копиями всей размещенной на официальном сайте информации и электронных журналов учета операций - не менее одного года, с еженедельными копиями всей размещенной на официальном сайте информации - не менее двух лет, с ежемесячными копиями всей размещенной на официальном сайте информации - не менее трех лет.

Ежедневное изготовление полной резервной копии – требование несерьёзное и ненужное, особенно в отношении крупных сайтов, резервное копирование которых может занять многие часы. Более того, при этом бессмысленно говорить о «еженедельных» копиях (чем они, при таком подходе, отличаются от ежедневных?). Хорошая практика предусматривает снятие раз в один - три дня, в зависимости от интенсивности обновления сайта, «инкрементных» копий, содержащих только новые материалы.

Непонятны сроки хранения резервных копий. В общепринятой мировой практике резервные копии не рассматриваются как подходящий способ документирования работы сайта, - они снимаются для восстановления в случае чрезвычайных происшествий, и только в самом крайнем случае используются как источник документов. Зачем хранить годами еженедельные и ежемесячные копии? Легко подсчитать, что через три года число всех этих копий приблизится к полутора сотням!

В общем, хочу надеяться, что все перечисленные огрехи – это «детская болезнь», которая со временем пройдёт.

1 комментарий:

  1. >4.
    >в)
    >Как его понимать?

    Примеры: Банк решений арбитражных судов или размещение ГОСТов.
    В данном случае документы размещены в виде изображений и/или защищены от индексирования внешними поисковиками

    > (вспоминается дурь, происходившая вокруг защиты персональных данных!)

    Пока рано говорить в прошедшем времени. Происходить это все продолжает ;)

    ОтветитьУдалить