По мнению фирмы, ИТ-подразделениям необходимо создать соответствующие рабочие места и привлечь специалистов извне «ИТ-команды», - и что это важная тенденция, которая повлияет как на деятельность ИТ-служб, так и на основную деловую деятельность.
По словам Дебры Логан (Debra Logan), вице-президента фирмы и её ведущего аналитика, «В течение ближайших двух лет деловые потребности в базирующемся на информационных технологиях росте и инновациях приведут к нехватке квалифицированных специалистов для выполнения соответствующих ролей, и в результате традиционные для ИТ задачи начнут «уходить» из ИТ-подразделений». И далее: «Будущее ИТ лежит вне ИТ-подразделения. Всё чаще руководители ИТ-служб (CIO) приходят из деловых подразделений, и «пользователи» берут в свои руки контроль над своей инфраструктурой доставки информации».
Гартнер предсказывает, что к концу текущего года 40% прямо или косвенно подчиняющегося ИТ-службе персонала будут иметь существенный опыт деловой (не-ИТ) деятельности.
Организациям требуется персонал с иными знаниями и навыками, чем раньше. Это уже не те «айтишники», к которым все привыкли. Логан убеждена, что «для того, чтобы выживать в новых условиях, требуется новое мышление относительно организационных моделей и подбора персонала для ИТ проектов».
Гартнер выделил четыре роли, которые ИТ-службам нужно поддерживать или в своей структуре, или в структуре деловых подразделений:
- Специалисты, разбирающиеся как в вопросах права, так и в ИТ-технологиях (Legal and IT Hybrids). По мнению аналитиков, к концу 2010 года 20% компаний из списка Global 2000 введут должность менеджера по поддержке судебных споров (litigation support manager) – в 2005 году таких специалистов имело менее 5% этих компаний. Специалисты, работающие на стыке права и ИТ, разрабатывают политики и перечни, помогают в планировании и выполнении поиска и выемки электронных материалов (eDiscovery) по требованию контролирующих органов, и служат посредниками между юридической службой и ИТ-подразделениями. Для заполнения таких вакансий организации могут или провести переподготовку специалистов в области информационной безопасности по вопросам права, или обучить юристов основам информационных технологий.
- «Электронные архивисты» (Digital Archivists) потребуются для того, чтобы проводить экспертизу ценности, упорядочение и обеспечивать сохранность электронных документов во исполнение законодательно-нормативных требований. Гартнер предвидит, что к 2012 году электронные архивисты будут в 15% ведущих мировых компаний – по сравнению с менее чем 1% в 2009 году. Считается, что подходящих кандидатов можно будет найти среди выпускников факультетов библиотечно-информационных наук, либо привлечь существующих сотрудников предпенсионного возраста.
- Управляющие деловой информацией (Business Information Managers). Согласно данным проведенного Гартнером в июне-августе 2009 года опроса «деловой пульс» (Gartner Business Pulse), пятая часть руководителей деловых подразделений считают неудовлетворительной информацию, получаемую от ИТ-подразделений. По словам Логан, «Управление информацией никогда не выделялось в качестве отдельной роли: ИТ-служба управляет технологиями, деловые подразделения – предметной областью, - но кто управляет информацией? Компании допустили появление огромного разрыва, и, как следствие, каждый управляет своей собственной информацией».
«Будет усиливаться тенденция к объединению в одном лице, в одной роли опыта управления деловой деятельностью и информацией, вместо «партнерства деловых подразделений и ИТ», в котором задействованы два человека, две иерархии и две линии подчиненности». Гартнер ожидает, что к 2013 году 20% компании обзаведутся специалистами по управлению деловой информацией, - по сравнению с 5% в 2009 году.
- Архитекторы корпоративной информации (Enterprise Information Architects) потребуются для создания систем классификации и классификаторов, шаблонов документов и моделей данных.
http://www.gartner.com/it/page.jsp?id=1282513
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/01/26/377367
Мой комментарий: Для нашей страны, как мне кажется, эти предсказания менее актуальны, поскольку мы только начинаем по-настоящему пользоваться электронными документами, да и наше законодательство не столь сурово в отношении представления доказательств, как, например, законы США или Великобритании. Однако остаться в стороне от этих тенденций тоже не удастся – в первую очередь, тем компаниям, которые активно работают на зарубежных рынках, а также филиалам зарубежных компаний. Могут предположить, что и «внутри страны» события будут развиваться быстро, и лет через пять должность «электронный архивист» уже не будет чем-то необычным.
Тем, кто предпочитает заранее думать о завтрашнем дне, стоит принять эти прогнозы к сведению, тем более, что положение с такого рода специалистами у нас не лучше, чем за рубежом (хотя и не хуже – поскольку, в отличие от очень многих стран, у нас готовят специалистов делопроизводства и архивного дела с высшим образованием, и, при соответствующей переориентации учебных программ, этих специалистов будет легче переподготовить, чем библиотекарей).
Ну а среди отзывов, опубликованных CNews, сильнее всего позабавила попытка «под юристом-айтишником понимать директора по информационной безопасности, под архивариусом цифровых архивом - администратора серверов БД предприятия, под информационным менеджером - заведующего канцелярией или общим отделом и под архитектором корпоративных систем информации - ИТ-директора» :)
Вспомнился анекдот:
ОтветитьУдалитьЕдут в купе три подруги и обсуждают мужиков.
1-я: - Мне очень нравятся мужики - спортсмены! Я от них без ума!
2-я: - А мне всегда нравились военные! Суровые и мужественные люди!
3-я: - А я всегда любила индейцев! Ловкие, смелые, закалённые, честные!
Вдруг с верхней полки слезает вниз господин южной национальности и говорит им:
- Разрешите представится?! Мастер спорта, подполковник Чингачгук - к Вашим услугам!
По первой позиции "юристоайтишник" - в точку! Хотя это скорее не гибрид, а метис :) Думаю, больше пользы будет, если гуманитария обучить техническим премудростям, ибо первое техническое образование забивает голову так, что потом человек где надо и где не надо применяет "инженерный подход". Помнится, на экзамене по уголовному праву преподаватель вволю повеселилась, когда я отсутствующие знания пытался получить путем "вывода формулы" из существующих. Заметил, что айтишники - бестрашные люди, и ничтоже сумняшеся, после прочтения пары статей из Википедии и разговора в курилке могут считать экспертом в любой области :) Если серьезно, то образование без опыта - еще слабая база для "пограничной работы". Часто не хватает глубины знаний и той же практики, ибо в каждой области спрос с тебя как с полноценного специалиста, а не "принца-полукровки" :)
О недостатках технарей Вы уже сказали, так что я, для поддержания равновесия, скажу об их достоинствах.
ОтветитьУдалитьНаучить инженера основам юриспруденции IMHO всё-таки гораздо проще, чем заставить юриста освоить азы информационных технологий. Кроме того, «технари» не склонны верить в то, что любая записанная в законе глупость тут же становится законом природы. «Инженерный подход» просто незаменим в нынешних условиях, когда всё быстро меняется: в какой-то момент нужно прекращать шлифовку проекта, и начинать его осуществлять на деле – всё равно практика выявит недостатки даже в самом замечательном проекте. «Технари», наконец, обучены логически мыслить и внятно выражать свою точку зрения :)
Опыт, как известно, дело наживное. Год-два активной работы уже позволят достаточно уверенно чувствовать себя в новой области – тем более, что времена энциклопедически образованных учёных давно прошли, и специалисты всё больше узкие.
Российская практика показывает, что в последние годы именно технари выживают гуманитариев с руководящих постов, а не наоборот.