Мне, прежде всего, понравилось в этом документе то, что не забыта роль архивной службы страны:
Статья 12. Полномочия органов и учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи
Органы и учреждения Государственной архивной службы Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:
- осуществляют разработку и реализацию единой государственной политики в сфере комплектования Национального архивного фонда Республики Беларусь электронными документами, обеспечения их сохранности, организации их учета и использования;
- осуществляют государственный надзор за соблюдением законодательства Республики Беларусь об архивном деле и делопроизводстве при работе с электронными документами и ее методическое обеспечение;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
В отличие от наших «Правил делопроизводства в ФОИВ», коллеги из Беларуси, с моей точки зрения, лучше понимают особенности современного смешанного документооборота. Во всяком случае, очень разумно определено понятие оригинала электронного документа и его взаимоотношение с идентичным документом на бумажном носителе:
Статья 19. Оригинал электронного документа
Оригинал электронного документа существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу.
Документы, созданные организацией или физическим лицом на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа.
Очень интересно сформулирована статья об архивном хранении электронных документов с ЭЦП:
Статья 21. Хранение электронных документов
Ведомственное хранение и последующая передача на постоянное хранение электронных документов осуществляются в течение сроков и в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь об архивном деле. При приеме электронных документов на ведомственное и постоянное хранение должна устанавливаться их подлинность. При ведомственном и постоянном хранении электронных документов должна быть обеспечена их целостность.
Такая формулировка открывает возможность фактического «снятия» ЭЦП после передачи документа на архивное хранение.
Законом установлено, что электронный документ и его заверенная в установленном порядке бумажная копия имеют одинаковую юридическую силу – это, безусловно, удобно при реализации программ «электронного правительства». Отсюда остался один небольшой шаг до признания как общего принципа равной юридической силы документа и его заверенной копии, и такой шаг в огромной степени облегчил бы решение задачи долговременного и постоянного хранения электронных документов, когда трудно ожидать, что оригинал электронного документа в его первоначальном виде всё еще будет читаться спустя десятилетия.
Та же статья о юридической силе содержит и следующее принципиально важное положение:
Статья 22. Юридическая сила электронного документа
…Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию.
Согласно закону, владельцем закрытого (личного) ключа может быть не только физическое лицо, но и организация.
Как мне кажется, недостатком закона является отсутствие регулирования использования отметок времени и иных способов доказательства времени подписания документа.
Думаю, что нашим специалистам, разрабатывающим новое законодательство РФ об электронных подписях и электронных документах, стоит внимательно изучить новый белорусский закон.
Текст закона доступен по адресу: http://pravo.by/webnpa/text.asp?start=1&RN=H10900113
Источники: IT.TUT.BY / Pravo.by
http://it.tut.by/news/91447.html
http://pravo.by/webnpa/text.asp?start=1&RN=H10900113
Комментариев нет:
Отправить комментарий