четверг, 28 января 2010 г.

Установлены сроки хранения данных о пользователях платных автодорог

Хотя платных автомобильных дорог федерального значения у нас пока нет, но, по всем приметам, их появление не за горами. Правительство своим постановлением от 19 января 2010 г. № 18 уже утвердило «Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог».

С точки зрения специалиста по управлению документацией меня, как всегда, интересовал вопрос о том, как всё это будет документироваться.

Поскольку это платная услуга, со всеми вытекающими из этого последствиями, то установлены виды документов, которые будут подтверждать «договор с оператором и оплату проезда» (п.13). В основном, это различного вида проездные талоны. А вот если автовладелец будет использовать «технические средства автоматической электронной оплаты», то ему придется позаботиться и получить «документ об оплате проезда» в пункте взимания платы.

Сильнее всего меня заинтересовал пп.16 и 17, говорящие о документировании «фактов пользования автомобильной дорогой» и о сроках хранения этой информации.
«Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2010 г. № 18)

16. В целях контроля за исполнением договора и урегулирования возникающих споров оператором может осуществляться регистрация фактов пользования платной автомобильной дорогой, включающая сбор, хранение и использование следующих данных:
а) государственный регистрационный номер транспортного средства;
б) фотографию (видеоизображение) транспортного средства;
в) фотографию водителя за рулем транспортного средства;
г) время и место пользования платной автомобильной дорогой.

17. При хранении и использовании оператором данных о пользователе, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, необходимо исключить свободный доступ к этим данным третьих лиц. По истечении установленного законодательством Российской Федерации срока исковой давности данные о пользователях должны быть уничтожены оператором.

При прочтении этих двух пунктов сразу встаёт вопрос: относятся ли все эти сведения к персональным данным? Если да, то прежде, чем их собрать, оператору дороги придется, согласно законодательству о персональных данных, получить от каждого проезжающего согласие на обработку его персональных данных. В противном случае у оператора могут быть проблемы при попытке использовать собранные сведения против пользователей дороги.

Срок хранения данных не слишком хорошо стыкуется с требованиями закона «О персональных данных», который требует уничтожать такого рода данные по завершении их обработки. С одной стороны, если поездка завершилась без происшествий, то можно утверждать, что цели обработки достигнуты. Для сравнения: никто ведь не хранит три года сведения о проезде гражданина в автобусе или в метро, и даже видеозаписи установленных в общественном транспорте камер наблюдения хранятся лишь считанные дни. Если же данные об использовании дорог нужны для борьбы с терроризмом и иными преступлениями, то их сбор и обработка в этих целях должны явным образом регламентироваться законодательством.

С другой стороны, если оператор дороги придумает такие формулировки целей и условий окончания обработки персональных данных, которые бы позволили ему обрабатывать (в т.ч. хранить) эти данные очень долго, то п.17 будет ему в этом мешать.

Интересны и формулировки: в п.16 сказано, что оператор «может осуществлять регистрацию «фактов пользования платной автомобильной дорогой», а в п. 20 оператору предоставлено право «осуществлять регистрацию пользователей и их транспортных средств в системе учета оператора». Так что же будет регистрировать оператор на самом деле?

Если говорить о сроке хранения данных, то тут также есть вопросы. Если на основную массу «фактов проезда» по платной дороге будет распространяться стандартный трехлетний срок исковой давности (что тоже не так уж мало), то любая, даже крохотная авария, повлекшая за собой ущерб для жизни и здоровья людей, потребует от оператора, – в соответствии с формулировкой п.17, – практически постоянного сохранения соответствующих данных, поскольку срок исковой давности не распространяется на «требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина» (см. ст. 208 ГК РФ). И хотя «сбор, хранение и использование» данных вроде бы дело для оператора дороги добровольное, однако пунктом 19д ему вменено в обязанность «обеспечивать сохранность данных, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил».

Итак, в очередной раз целому массиву документов (в большинстве своём, электронных) установлен срок хранения. Интересно, поставили ли об этом в известность Росархив – ну хотя бы для того, чтобы агентство могло учесть это нововведение при подготовке перечней? :)

Источник: сайт Правительства РФ
http://government.ru/media/2010/1/23/27323/file/18-pril.doc

1 комментарий:

  1. Финансовые документы, как мне помнится, хранятся обычно три года но не менее, чем до ревизии..... А в них... , наприммер, в ТТН- и номер машины, и ФИО водителя - и так уже длится со средневековой Италии...

    ОтветитьУдалить