пятница, 15 января 2010 г.

США: Директива об «открытом правительстве»

В соответствии с указаниями президента США, содержащимися в «Меморандуме о прозрачности и открытом правительстве», опубликованном 21 января 2009 года, директор административно-бюджетного управления администрации президента (Office of Management and Budget, OMB) 8 декабря 2009 года издал «Директиву об «открытом правительстве»» (Open Government Directive).

Директива предписывает федеральным органам исполнительной власти предпринять ряд действий по внедрению сформулированным в президентском меморандуме основных принципов открытого правительства. В директиве учтены рекомендации руководителя, отвечающего в ИТ-службе федерального правительства за вопросы технологий (Federal Chief Technology Officer) [исправлено 10.02.2010 - спасибо Al_Bert'у].

Идея открытого правительства опирается на три основных принципа – прозрачности, вовлечения общественности и сотрудничества. Прозрачность способствует подотчетности государственной власти путем предоставления общественности информации о деятельности правительства. Вовлечение общественности, использование её идей и опыта позволяет правительству формулировать политику, с пользой применяя широко рассеянную в обществе информацию. Сотрудничество, включающее партнерство и кооперацию внутри федерального правительства, между различными уровнями государственной власти, и между государством и частными организациями, позволяет повысить эффективность государственного управления.

Директива устанавливает крайние сроки для выполнения ведомствами ряда требований, и поощряет государственные органы выполнять эти требования досрочно.

В первую очередь, государственные органы должны принять надлежащие меры к расширению доступа к информации, делая её доступной он-лайн в открытых форматах. Открытыми считаются платформенно-независимые машиночитаемые форматы, доступные для публики без каких-либо ограничений, способных помешать повторному использованию информации. Ключевым элементом прозрачности считается своевременная публикация информации.

Агентствам предписывается, по мере имеющихся технических возможностей, самостоятельно распространять информацию, не дожидаясь поступления запросов в соответствии с законом о свободе доступа к государственной информации.

В течение 45 дней, каждое агентство должно выявить у себя и опубликовать он-лайн в открытом формате по меньшей мере три набора данных, представляющих большой интерес для общественности, и зарегистрировать их на федеральном портале Data.gov . Во избежание «мелких хитростей» оговаривается, что ранее доступные он-лайн или для скачивания наборы данных не считаются.

В течение 60 дней, все федеральные органы должны создать на своём сайте веб-страницу со стандартизованным адресом, посвященную открытому правительству. На ней должна отражаться деятельность государственного органа по выполнению программы открытого правительства.

В течение 120 дней каждое агентство должно разработать и опубликовать  на упомянутой выше странице собственный план по реализации открытого правительства, в котором должно быть описано, как именно агентство собирается улучшить прозрачность, и интегрировать в свои деятельность вовлечение общественности и сотрудничество.

Директива содержит целый список других требований, которые должны быть выполнены в сжатые сроки.

К директиве приложена инструкция по подготовке плана государственного органа по реализации открытого правительства.

Источник: сайт OMB
http://www.whitehouse.gov/omb/assets/memoranda_2010/m10-06.pdf

Добавлено 10.02.2010: Интересный пост на эту же тему см. на блоге А.Бертякова, http://ecm-discovery.blogspot.com/2010/02/1.html

3 комментария:

  1. Наталья, хочу внести небольшую поправку.
    Федеральный CTO - это не руководитель ИТ-службы.
    В администрации президента есть еще федеральный CIO - вот он как раз ИТ-директор. А федеральный CTO является подчиненным федерального CIO, т.е. это такой "зам по эксплуатации".

    ОтветитьУдалить
  2. Замечание принимается с благодарностью, текст откорректирован.

    В то же время дополнительное изучение вопроса показало,что здесь тоже не всё так просто. Например, в январском отчете Исследовательской службы Конгресса США (см. http://assets.opencrs.com/rpts/R40150_20100107.pdf) отмечается (стр.6), что, в отличие от CIO, статус CTO четко не определен, и что "во многих случаях, CTO агентства подчиняется CIO, и преимущественно занимается вопросами информационных технологий. Однако некоторые CTO отвечают за более широкий круг технических и технологических вопросов." И далее на стр.15: "Если Конгресс решит законодательно установить пост CTO, то есть ряд вопросов, на которые он мог бы обратить внимание: ...Кому CTO подчиняется?"

    В итоге пока что я так и не поняла, подчиняется ли американский федеральный CTO их CIO, или же у них равный статус (смахивает на последнее!).

    ОтветитьУдалить
  3. >> В итоге пока что я так и не поняла, подчиняется ли американский федеральный CTO их CIO, или же у них равный статус (смахивает на последнее!)

    Я таки соврал в предыдущем комменте, сорри (краснею).
    Эти две позиции связаны не отношениями подчиненности, а по горизонтали. Они находятся в разных подразделениях администрации. Федеральный CIO входит в состав OMB (Office of Management and Budget), а федеральный CTO - в состав OSTP (Office of Science and Technology Policy).

    Но похоже, Вам еще раз пост править придется - нет в американском правительстве ИТ-службы :). По крайней мере, нет в нашем понимании.

    ОтветитьУдалить