пятница, 9 февраля 2024 г.

Способы авторизации пользователей на территории Российской Федерации

Федеральный закон от 12 декабря 2023 года №588-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» уточнил пункт 1 части 10 статьи 8.

Для справки: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 8. Право на доступ к информации

10. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации и осуществляющий свою деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в случае, если доступ к информации, размещенной на его сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в его информационной системе, и (или) программе для электронных вычислительных машин, предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию, обязан проводить ее в отношении пользователей, находящихся на территории Российской Федерации, одним из следующих способов:

Было:

1) с использованием абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного владельцем сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Стало:

1) с использованием абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «один из способов проведения авторизации предусматривает использование информационной системы, владельцем которой является гражданин Российской Федерации, не имеющий другого гражданства, или российское юридическое лицо, находится под контролем Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования, и (или) гражданина Российской Федерации, не имеющего гражданства другого государства, и (или) контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. При этом под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые владельцем информационной системы, в силу наличия права прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал владельца информационной системы».

Авторы законопроекта также отметили, что «в настоящее время ряд крупных российских ИТ-компаний завершают мероприятия, направленные на соответствие вышеуказанным требованиям о российском контроле (т.е., говоря простым языком, никто не успел исполнить требования закона – Н.Х.), поэтому в целях обеспечения стабильного функционирования российских информационных ресурсов до завершения мероприятий по переводу под российский контроль указанных ИТ-компаний проектом федерального закона «предусматривается установление переходного периода до 1 января 2025 года, в течение которого данные российские ИТ-компании могут продолжить использование своих информационных систем для проведения авторизации пользователей».

По мнению авторов законопроекта «реализация законопроекта позволит сохранить для российских пользователей привычные способы авторизации на информационных ресурсах как в переходный период, так и после его завершения».

Согласно положениям закона до 1 января 2025 года, в случае, если доступ к информации, размещенной на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет», и (или) в информационной системе, и (или) программе для электронных вычислительных машин, предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию, владелец информационного ресурса может проводить её в отношении пользователей, находящихся на территории Российской Федерации, наряду со способами, предусмотренными частью 10 статьи 8 закона, также с использованием информационной системы, обеспечивающей авторизацию пользователей сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», и (или) информационных систем, и (или) программ для электронных вычислительных машин владельцем которой является одно из следующих лиц:

  • Владелец информационного ресурса;

  • Российское юридическое лицо, находящееся под контролем владельца информационного ресурса;

  • Российское юридическое лицо, под контролем которого находится владелец информационного ресурса;

  • Российское юридическое лицо, находящееся под контролем того же юридического лица, что и владелец информационного ресурса;

  • Российское юридическое лицо, находящееся под контролем юридического лица, участником (одним из участников) которого является международный фонд, созданный в соответствии со статьями 12.1 и 12.2 федерального закона от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»;

  • Российское хозяйственное общество, признанное экономически значимой организацией или его дочернее общество.

Под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом, в силу наличия права прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал данного российского юридического лица (ч. 3).

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования 12 декабря 2023 года.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=464079
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;rnd=rlsqdA;base=PRJ;n=241051

Комментариев нет:

Отправить комментарий