пятница, 20 апреля 2018 г.

Договор между кредитной организацией и клиентом - физическим лицом может подписываться простой электронной подписью


Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнил нормы федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливающие порядок удаленной биометрической идентификации граждан (см.: https://rusrim.blogspot.ru/2018/03/blog-post_1.html ).

Одновременно с этим часть первая статьи 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй» федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнена положениями следующего содержания:
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Статья 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй

1.    …Договор между кредитной организацией и клиентом - физическим лицом, а также соглашение об электронном документообороте и иные документы, необходимые для обеспечения их взаимодействия после идентификации клиента - физического лица в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», могут быть подписаны его простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Указанные документы, подписанные простой электронной подписью, признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью данного физического лица.
Для справки: Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 года № 33.

Мой комментарий: В справочно-правовой системе «Консультант Плюс» нашлось только шесть судебных решений, которые упоминают данный нормативно-правовой акт, и ни одного решения, в котором бы шёл бы спор по существу на основе этих правил. С моей точки зрения, это свидетельствует о том, что реально данный документ практически не используется органами государственной власти при предоставлении государственный услуг.

Выявлено также два методических документа, которые ссылаются на этот нормативно-правовой акт:
  • Регламент информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства. Версия 2.18 (приложение 18 к протоколу заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 13.05.2016 № 168пр)

  • Методические рекомендации по использованию Единой системы идентификации и аутентификации. Версия 2.33 (приложение 17 к протоколу заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 13.05.2016 № 163пр)
Правила перечислены в обоих документах в разделе «Нормативные ссылки».

Теперь банкам предлагается применять эти правила при использовании простой электронной подписи для заключения договоров с физическими лицами. Проблема заключается в том, что всё, что касается банков – это деньги, и преступники не преминут воспользоваться малейшими возможностями, которые им даст применение менее защищённых технологий.

Вообще, как мне кажется, правила использования простой электронной подписи для финансовых операций должны быть более продуманы. Того, что в действующих правилах было написано пять лет назад, с моей точки зрения, недостаточно для надлежащего документирования взаимодействия банков и физических лиц.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=286744

Комментариев нет:

Отправить комментарий