четверг, 9 марта 2017 г.

Ответы на вопросы коллег: Срок хранения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование


Вопрос: Подскажите, пожалуйста, к какой статье перечня относиться форма РСВ-1 ПФР и соответственно срок ее хранения.

Насколько я понимаю, речь идет о «Форме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)». Сроки хранения документов, подтверждающих уплату страховых взносов, были установлены в федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Статья 28. Права и обязанности плательщиков страховых взносов

2. Плательщики страховых взносов обязаны:

6) обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.
Данный закон, однако, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …». С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно федеральному закону от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ФНС России переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» уточнил порядок представления информации в контролирующие органы.

Новая форма РСВ - Расчет по страховым взносам (код формы по КНД 1151111) утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551@ и применяется, начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. Она будет ежеквартально представляться в налоговые органы.

Форма, в частности, содержит раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

Новая форма РСВ заменит собой действующие формы:
  • от Пенсионного фонда: РСВ-1, РВ-3, РСВ-2; и

  • от Фонда социального страхования: 4-ФСС (в части обязательного соц.страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
При этом в Налоговый кодекс были также внесены уточнения, и установленные в нем сроки хранения распространяются теперь и на плательщиков страховых взносов.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
Таким образом, согласно законодательству:
  • Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) должна храниться в организации шесть лет;

  • Новая форма РСВ - Расчет по страховым взносам (код формы по КНД 1151111) должна хранится не менее четырех лет.
В то же время в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, установлен иной срок хранения.
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558)

Ст.395. Декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 5 л. При отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы - 75 л.
Поскольку в данных формах содержится персонифицированная информация о пенсионных взносах, начисленных за каждого из работников, то организации должна самостоятельно оценить, стоит ли продлить срок хранения этих документов в интересах работников. Прежде всего стоит уточнить, запрашиваются ли эти сведения Пенсионным фондом при оформлении пенсий сотрудникам. Если такие запросы поступают, то я бы не рекомендовала уничтожать документы, т.к. это может привести к ущемлению пенсионных прав сотрудников организации.

Напомню, что саму организацию могут привлечь к ответственности за неисполнение требований законодательства. За неисполнение требований Перечня, имеющего меньшую правовую силу и применяемого постольку, поскольку он не противоречит законам и нормативным актам, у нас не наказывают.

5 комментариев:

  1. Уважаемая Наталья!
    Считаете ли вы документ по форме РСВ-1 - документом по личному составу. Т.к. если да, то согласно ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» срок хранения указанной формы - 50 лет.

    ОтветитьУдалить
  2. Поскольку сроки хранения для документов данного вида прямо установлены специальным законом, то не имеет никакого значения, к какой системе документации мы их отнесём; специальный закон в любом случае имеет большую правовую силу. Если организация сочтет нужным уничтожить данные документы по истечении этого срока, то привлечь её или её руководителя к ответственности будет невозможно.

    В то же время, согласно законодательству, с 2003 года учет пенсионных прав граждан осуществляется только на основании данных Пенсионного фонда, т.е. если работодатель не платил за работника страховые взносы, никакие кадровые документы не помогут ему восстановить его пенсионные права. Именно поэтому я обращаю внимание коллег на то, что перед уничтожением этих документов нужно как следует подумать.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за оперативный ответ)

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья Александровна, с 2017г.данный вид отчетности должен подаваться в эл.виде (для организаций, где штатная численность превышает 25 человек), каковы Ваши рекомендации по хранению данного вида отчета, созданного в эл.виде и подписанного ЭП, в случе если организация принимает решение хранить документы постоянно? Заранее благодарю!

    ОтветитьУдалить
  5. Такого рода вопросы практики задают сейчас постоянно :) Развёрнутый ответ может быть очень объёмным, а совсем сжатый звучит так: организация должна предпринять разумные, посильные для неё меры, поглядывая при этом на то, что делают другие организации той же отрасли. К сожалению, опыта, на который можно было бы опереться, мало, так что действовать придётся во многом на свой страх и риск.

    Более конкретно, я бы рекомендовала, посоветовавшись сначала с юристами, 1) сохранять подлинники 2) если Вы не уверены в том, что сможете в будущем прочитать/интерпретировать эти форматы, также сохранить эти документы в форматах, пригодных для длительного хранения, заверив созданные копии надлежащим образом 3) создать/собрать и сохранить вспомогательные документы, подтверждающие успешную проверку усиленных электронных подписей и успешную сдачу отчётности 4) чтобы иметь возможность ссылаться на мудрость Росархива/ВНИИДАД, сформировать архивные ZIP-контейнеры 5) написать и по мере надобности актуализировать внутренний нормативный документ, регламентирующий хранение этих документов 6) не забыть о создании резервных экземпляров, которые, желательно, хранились бы на достаточном удалении, чтобы в случае ЧП они не были утрачены одновременно…

    Морально надо настраиваться на то, что ситуация будет меняться (как в части права, так и в части технологий), и порядок хранения придётся пересматривать.

    ОтветитьУдалить