среда, 17 августа 2016 г.

Новые права и обязанности Фонда социального страхования


Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» расширил перечень прав и обязанностей Фонда социального страхования Российской Федерации в федеральном законе от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»  (ст.18). Теперь, помимо прочего, Фонд имеет право:
  • Вызывать страхователей на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с перечислением ими страховых взносов либо проверкой правильности их уплаты в случаях, если представленные сведения являются неполными или носят противоречивый характер;

  • Требовать от банков и иных кредитных организаций документы, подтверждающие факт списания со счетов организаций сумм страховых взносов, пеней и штрафов, и перечисления этих сумм в бюджет Фонда социального страхования РФ;

  • Получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками и страхователями установленных настоящим Федеральным законом обязанностей;

  • Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

  • Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании страхователя банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

  • Получать у регистрирующего органа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством РФ.
Мой комментарий: Легким движением законодательного пера Фонд социального страхования получил право на доступ к информации, составляющей банковскую и налоговую тайны. Конечно. есть ограничение «в пределах необходимого», но как и кто будет определять эти рамки, и кто будет нести  ответственность за превышение должностных полномочий?

Фонд социального страхования РФ обязан (п.2 ст.18)
  • Направлять страхователю копии акта проверки и решения территориального органа страховщика, а также требование об уплате недоимки;

  • Выдавать страхователю по его запросу справки о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании своих данных. Справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего письменного запроса.

    Мой комментарий: Итак, имеем очередной неграмотно установленный срок исполнения запроса (не в рабочих днях, а в календарных), который может причинить Фонду массу неприятностей, если, например, запрос поступит перед какими-нибудь длинными выходными.

  • Осуществлять по заявлению страхователя совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

  • Выдавать по заявлению страхователя копии решений, принятых органом страховщика в его отношении;

  • Принимать расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, документы, служащие основанием для их исчисления и уплаты, документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие правильность их исчисления, своевременность и полноту перечисления, направленные с использованием сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Мой комментарий: Интересная норма! Обычно в нормативно-правовых актах по вопросам сдачи отчетности в контролирующие органы устанавливаются требования к тем, кто отчетность сдает. В данном случае сам Фонд социального страхования обязали принимать электронную отчетность :)
Закон дополнен интересной статьей 18.2 «Ограничение доступа к информации о страхователе», согласно которой информацию ограниченного доступа составляют любые полученные страховщиком сведения о страхователе, за исключением сведений (п.1):
  • Разглашенных страхователем самостоятельно или с его согласия;

  • О нарушениях законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и мерах ответственности за эти нарушения;

  • Предоставляемых уполномоченным органам других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ о взаимном сотрудничестве в области обязательного социального страхования (в части сведений, предоставленных этим органам).
Информация ограниченного доступа не подлежит разглашению страховщиком и его должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п.2).

К разглашению информации ограниченного доступа относится, в частности, использование или передача другому лицу служебной или коммерческой тайны страхователя, ставшей известной должностному лицу территориального органа страховщика (п.3).

Поступившие сведения, составляющие информацию ограниченного доступа, имеют специальный режим хранения и доступа (п.4).

Доступ к сведениям, составляющим информацию ограниченного доступа, имеют должностные лица, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п.5).

Утрата документов, содержащих сведения, составляющие информацию ограниченного доступа, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п.6).

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200559

Комментариев нет:

Отправить комментарий