понедельник, 15 августа 2016 г.

Порядок представления сведений о застрахованных лицах в Пенсионный фонд и налоговые органы


Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» уточнил порядок представления информации в контролирующие органы.

Поскольку с 1 января 2017 года расчет по страховым взносам будет представляться в налоговые органы, в федеральном законе от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в статье 8 «Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений» уточнено, кому и какую информацию страхователь должен передавать:
  • В соответствующий орган Пенсионного фонда. Контроль за достоверностью этих сведений осуществляется органами Пенсионного фонда

  • В налоговый орган в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Контроль за достоверностью этих сведений осуществляется налоговыми органами.
Также уточнено (п.2 ст.8), что сведения для индивидуального учета представляются в органы Пенсионного фонда в соответствии с устанавливаемыми ими порядком и инструкциями, который также определяет формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок их заполнения.

Страхователь должен представлять сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ранее в законе не было уточнено, какой конкретно вид электронной подписи должен использоваться – Н.Х.). Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом при представлении сведений устанавливается фондом.

Поскольку теперь сведения придется направлять в две инстанции, в статье 11 «Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже» определена какая информации и кому должна представляться. Страхователь представляет сведения (п.2):
  • В Пенсионный фонд по месту регистрации - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным - о каждом работающем у него застрахованном лице, заключившем договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) (ранее такие сведения представлялись ежеквартально на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца; в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца – Н.Х.) (п.2).

  • В Пенсионный фонд по месту регистрации - ежемесячно не позднее 15-го числа месяца (ранее было «не позднее 10-го числа месяца» - Н.Х.), следующего за отчетным месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) (п.2.2);

    Мой комментарий: Требование о ежемесячном представлении отчетности было введено федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» и вступило в силу с 1 апреля 2016 года.

  • В налоговые органы по месту учета - сведения о сумме заработка, на которую начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов в составе расчета по страховым взносам (п.2.3).
Поскольку информация, получаемая налоговыми органами, нужна и Пенсионному Фонду, то закон дополнен статьей 11.1 «Представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами», согласно которой налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе - не позднее 10 рабочих дней, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ следующие сведения (п.1):
  • Сумма заработка, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

  • Начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;

  • Уточняющие сведения, представляемые по результатам налоговых проверок достоверности сведений и/или при самостоятельном выявлении ошибок;

  • Иные сведения, необходимые для индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
В случае выявления ошибок и противоречий, а также выявления несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде, не позволяющих учесть их на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, они возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения (п.2).

Сведения представляются в Пенсионный фонд РФ в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между ним и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах (п.3).

Мой комментарий: Не совсем понятно, зачем при ошибках требуется возвращать сведения в электронном виде в налоговые органы. В таких случаях вполне достаточно было бы просто известить коллег  о проблемах с информацией, чтобы налоговые органы провели проверки, уточнили данные и повторно прислали их в электронном виде.

В статье 17 «Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц, списание безнадежных долгов по штрафам» уточнены наказания, которые накладываются за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных или недостоверных сведений в Пенсионный Фонд.
Было: Финансовые санкции
  • В виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд РФ за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах;

  • В размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление сведений по п.2.2 ст.11 за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений (ежемесячная отчетность о каждом работающем – Н.Х.).
Стало: Финансовые санкции
  • В размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений);

  • В размере 1 тысячи рублей за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных законом.
Одновременно дополнения внесены и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В статье 15.5. установлено, что за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления расчетов по страховым взносам в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Кодекс дополнен статьей 15.33.2, устанавливающей отдельное наказание за непредставление в срок либо отказ от представления документов, необходимых для ведения персонифицированного учета, в органы Пенсионного фонда.
Статья 15.33.2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации

Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Мой комментарий: Самое главное, чтобы страхователи не запутались в том, «кому, чего и сколько» они должны направить, и кто за это имеет право привлекать к ответственности.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200559

Комментариев нет:

Отправить комментарий