вторник, 7 октября 2014 г.

Использование электронных документов при уплате страховых взносов: Новые положения законодательства


Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» уточнил положения федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», связанные с использование электронных документов при взаимодействии со страховыми фондами. Новые положения вступают в силу с 1 января 2015 года.

Значительная часть документов, создающихся при взаимодействии плательщиков страховых взносов и органов контроля, предполагают подачу письменного заявления, а также направление сообщений и решений по ним органа контроля за уплатой страховых взносов. Теперь в текст закона включена формулировка, согласно которой документы могут быть созданы «в письменной форме или в форме электронного документа». Это предусмотрено для следующих видов документов:
Статья 26. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов
  • Заявление плательщика страховых взносов о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов

  • Заявление плательщика страховых взносов о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам

  • Сообщение органа контроля за уплатой страховых взносов плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата)
Также может быть подано заявление плательщика страховых взносов о зачете излишне уплаченных сумм по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля, в счет предстоящих платежей, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля (ч.21) (это новый вид заявления, поскольку такая операция ранее законодательством не была предусмотрена – Н.Х.)
Статья 27. Возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов
  • Решение органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов

  • Заявление плательщика страховых о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов

  • Сообщение органа контроля за уплатой страховых взносов об установлении факта излишнего взыскания страховых взносов
Кроме того, для ряда документов, представление которые уже было возможно в электронном виде, теперь установлено требование об их подписании «уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью» (до этого в законе не было требования об использовании конкретного вида подписи– Н.Х.). Это:
  • Документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов в форме электронных документов (ст.28 «Права и обязанности плательщиков страховых взносов»)

  • Расчеты страховых взносов, документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, представленные в форме электронных документов (ст. 29).

    При этом в статье 29 «Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов» сказано: «Идентификация и аутентификация указанных лиц осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

    Мой комментарий: учитывая, что в ЕСИА, по данным Минкомвязи на май 2014 года, было зарегистрировано менее десятой части граждан нашей страны, многим из тех, кому нужно взаимодействовать со страховыми фондами в электронном виде, придется зарегистрировать своих уполномоченных лиц в этом ресурсе.

  • Истребуемые документы при проведении проверки (ст.37 «Истребование документов при проведении проверки»). Идентификация и аутентификация лиц, их подписавших, «осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации».

  • Жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица (ст.55 «Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу»). Идентификация и аутентификация лиц, их подписавших, «осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации».

  • Заявление об отзыве жалобы, поданной в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу). Идентификация и аутентификация лиц, их подписавших, «осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации».
Мой комментарий: Идет постепенное вытеснение бумажных форм взаимодействия, однако введение требования об использовании УКЭП и идентификации и аутентификации только через ЕСИА может притормозить этот процесс, поскольку для плательщиков страховых взносов это выливается в дополнительные усилия и затраты.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164871

Комментариев нет:

Отправить комментарий