пятница, 7 июня 2013 г.

Порядок рассмотрения жалоб уполномоченными по защите прав предпринимателей, часть I


Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Данный документ уже вступил в силу 8 мая 2013 года.

В пояснительной записке к проекту закона (см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&357896A277471A3943257ACD005C35F9 ) отмечалось: «Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц».

Закон устанавливает:
  • Порядок рассмотрения уполномоченным жалоб субъектов предпринимательской деятельности;

  • Права уполномоченного жалоб по защите прав предпринимателей в Российской Федерации;

  • Обязанности органов государственной власти по предоставлению запрашиваемых уполномоченным сведений.
Порядок рассмотрения уполномоченным жалоб субъектов предпринимательской деятельности

Одним из основных направлений работы уполномоченного и его аппарата будет рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности (статья 4), которая будет организована в порядке, установленном законодательством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных данным специальным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб и  принятия решений по ним, утвержденным самим уполномоченным.

Мой комментарий: Интересно, на основе какого законодательства уполномоченные будут работать с жалобами? Ведь с зависимости от того, на основе какого закона это будет делаться, правила работы с жалобами могут оказаться различными.

Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней. В дальнейшем уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца (п.2. ст.4).

Мой комментарий: За что, интересно, законодатели так не любят уполномоченных? :) Гуманные люди сроки исполнения устанавливают в рабочих днях. Что будет делать уполномоченный, если жалоба к нему поступит 31 декабря?

Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению (при наличии в жалобе указания почтового и/или электронного адреса заявителя) по следующим основаниям (п.3):
  • Текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

  • В жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

  • Ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В случае, если в поступившей на имя уполномоченного жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и/или почтовый или электронный адрес заявителя, такая жалоба не подлежит рассмотрению (ч.4).

Мой комментарий: Тем самым уполномоченные получают возможность не реагировать на сигналы об особенно злостных нарушениях, когда пострадавшие боятся назвать себя. Многолетний отечественный опыт показывает, что огульно выбрасывать в корзину анонимные обращения, не проведя анализ их конкретного содержания – плохая практика.

Результаты рассмотрения жалобы уполномоченным


По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из перечисленных действий (п.5):
  • Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • Передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

  • Направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

  • Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

  • Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

  • Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • Направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При рассмотрении жалоб уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении (ч.6).

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте уполномоченного в интернете при условии обязательного обезличивания персональных данных (ч.7).

Права уполномоченного

В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (статья 5):
  • Запрашивать и получать сведения, документы и материалы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые

  • Беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;

  • В целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

  • Принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

  • Одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.
Руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение уполномоченного, а также предоставить уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано (ч.2 ст.5).

Мой комментарий: Сочувствую государственным органам. И снова срок предоставления информации установлен не по уму - в календарных, а не в рабочих днях. Интересно, доживем ли мы до того времени, когда за подобные ляпы будут наказывать как авторов законопроектов, так и сотрудников правового управления Думы и Минюста, в чьи обязанности как раз входит проверка законов и нормативных правовых актов на наличие подобных глупостей?

В целях рассмотрения обращений уполномоченного органы прокуратуры, правоохранительные органы, органы государственной власти по инициативе уполномоченного могут создавать рабочие группы (ч.3 ст.5).

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/06/ii_8.html )

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145997

Комментариев нет:

Отправить комментарий