среда, 26 июня 2013 г.

Закон об открытых данных: К чему следует готовиться органам государственной власти


1 июля 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 7 июня 2013 года №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"», который среди специалистов в области «открытого правительства» называют законом об открытых данных.

Изменения внесены в два российских закона информационного блока:
  • В федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  - дается определения понятия «открытые данные», а также уточняется, в каких случаях размещение информации в формате открытых данных может быть приостановлено или прекращено;

  • В федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»  - устанавливается, какие вопросы должны быть урегулированы на уровне подзаконных нормативно-правовых актов.
Изменения в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 7 закона «Общедоступная информация» значительно расширена. Теперь к общедоступной информации относится и информация «в форме открытых данных»:
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 7. Общедоступная информация

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Для информационных систем (статья 13) введены положения о том, что федеральными законами могут быть установлены требования по размещению информации в форме открытых данных.
Статья 13. Информационные системы

2. … В случаях и в порядке, установленных федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить возможность размещения информации в сети «Интернет» в форме открытых данных.
Для государственных информационных систем обязанность по размещению открытых данных возникает в случае включения информации в перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет»:
Статья 14. Государственные информационные системы

4. … В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети «Интернет» в форме открытых данных.

4-1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети «Интернет» к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
Мой комментарий: Настораживает то, что, согласно закону, часть открытых данных будет предоставляться только тем, кто прошел авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации. На мой взгляд, это не вяжется с теми обязательствами, под которыми Россия только что подписалась на саммите «большой восьмёрки», да и с обычной логикой не в ладах – в ЕСИА на сегодня зарегистрирован незначительный процент даже российских граждан, не говоря уже о гражданах других стран! Окончательные выводы о последствиях такого требования можно будет сделать после того, как Правительство определит, к каким именно открытым данным доступ будет ограничен подобным образом.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147222

Комментариев нет:

Отправить комментарий