четверг, 27 июня 2013 г.

Евросоюз: Опубликован аналитический отчет о положении дел в Европе с «электронным правительством» по состоянию на 2012 год, часть I


28 мая 2013 года на сайте Евросоюза ePractice.eu, являющимся центром компетенции по вопросам «электронного правительства», был выложен итоговый аналитический отчет «Электронные государственные услуги: «Электронные по умолчанию или в виде исключения?» - Оценка эффективности ориентированного на пользователя электронного правительства в странах Евросоюза в 2012 году» (Public Services Online ‘Digital by Default or by Detour?’ - Assessing User Centric eGovernment performance in Europe – eGovernment Benchmark 2012), подготовленный Генеральным директоратом Еврокомиссии по коммуникационным сетям, контенту и технологиям (Directorate-General of Communications Networks, Content & Technology).

Данный документ объёмом 74 страницы доступен по адресу http://www.epractice.eu/files/eGovernment%20Benchmark%202012%20-%20Final%20Insight%20Report.pdf

Отчет сопровождается ещё одним документом, содержащим материалы, на основе которых был подготовлен аналитический отчет (Final Background Report). Этот документ объёмом 204 страницы доступен по адресу http://www.epractice.eu/files/eGovernment%20Benchmark%202012%20-%20Final%20Background%20Report.pdf

В аннотациях к выложенным документам отмечается:
«В данном аналитическом отчёте представлены результаты проведенного в 2012 году обследования состояния «электронного правительства», обсуждаются следующие из них выводы, а также предложен ряд рекомендаций общего плана. Его дополняет более подробный документ, содержащий использованные в работе материалы (Background Report) , а также данные онлайн-опроса, выложенные в виде открытых данных (которые могут быть полезны для тех, кто планирует и реализует инициативы в области «электронного правительства»).

В совокупности эти документы содержат фактический материал и результаты анализа, полезные для целого ряда различных групп как внутри стран-членов Евросоюза, так и на европейском уровне. В число таких заинтересованных сторон входят руководители; консультанты по политикам, владельцы государственных услуг и технический персонал.

В заголовке отчета стоит вопрос об «электронности по умолчанию или в виде исключения» (Digital by Default; or by Detour?).  Данный вопрос может восприниматься таким образом, что электронная форма является «правильным» решением, или же что исключение – это «плохо». Это не обязательно так. При постановке вопроса не предполагается, что какой-либо из подходов является единственно верным.

Реальность, - вероятно, признаваемая сейчас большинством,  - заключается в том, что идёт переход на электронные технологии, который будет иметь самые серьёзные последствия (положительные, если всё это делать качественно). Поразительное распространение и влияние социальных сетей; постоянно интригующие и почти ежедневно наблюдаемые инновации в новых устройствах; невидимое глазу колоссальное количеством датчиков, встроенных в то, что мы покупаем и чем владеем; огромный спектр возможностей, предлагаемых технологиями «больших данных»; новые модели получения услуг, возникшие благодаря «облакам»- все это свидетельствует о преобразующей роли,  информации и технологий.

Каким путем лучше идти (возможно, даже перескакивая через этапы улучшений), сохраняя при этом свою национальную и европейскую самобытность? Евросоюз включает в себя ряд очень разных стран, в каждой из которых предоставляется множество государственных услуг. Постепенно нарастает потребность в трансграничном оказании этих услуг. Пользующиеся этими услугами люди также очень разные. По этой причине не может быть какого-то единственно верного пути; но мы также не вправе сбрасывать со счета возможности учиться на чужом опыте.

Данный сравнительный анализ проводился с целью снабдить информацией и помочь  отдельным странам и Европе в плане использования технологий в интересах развития общества и укрепления экономики. Постоянное интенсивное давление на Европу оказывает потребность сохранить свою  конкурентоспособность на глобальном уровне, в условиях, когда приходится решать различные, хорошо к настоящему времени известные серьёзные проблемы (демографические изменения; воздействие на окружающую среду, нехватка природных ресурсов, обеспечение социальной однородности, вызывающее беспокойство производство различных отходов и т.п.).

Правительства играют ключевую роль в решении этих проблем. На общеевропейском уровне важными инструментами координации в разработке политик являются «горизонт 2020» (Horizon 2020), «Электронная повестка дня для Европы» (Digital Agenda for Europe, DAE), а также План действий в области электронного правительства (eGovernment Action Plan).

На более оперативном уровне ключевых элементом наших действий является оказание эффективных государственных услуг в каждом государстве-члене Евросоюза. Однако на протяжении многих лет мы разрабатывали и оказывали государственные услуги, исходя из точки зрения отдельных ведомств. Полученные результаты слишком часто не стыковались друг с другом, приводя к  созданию неэффективных и непродуктивных изолированных услуг'. В связи с ростом ожиданий и влияния общественности, мы уже больше не можем продолжать предоставлять услуги, ориентированные на интересы ведомств. Услуги должны проектироваться и оказываться с ориентацией на пользователя. Услуги должны быть гораздо более интегрированы в масштабе не только национального государственного аппарата, но и в общеевропейском масштабе. Для этого требуется кардинальная трансформация способа построения государственных услуг.

Ожидаемая отдача очень существенная: более качественные услуги, более надежное, быстрое и менее затратное их оказание, Практические подтверждения сказанному появляются постоянно, но нам их нужно куда больше. Трансформирующая роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преобразовании системы предоставления государственных услуг постоянно возрастает. Чтобы помочь Европе сохранить свои позиции, мы должны учиться быстро и открыто делиться своими знаниями.

Информационно-коммуникационные технологии играют все более важную роль в нашей жизни. Появление облачных вычислений; массовое распространение социальных сетей; поразительный по масштабам переход на использование интеллектуальных устройств; колоссальные аналитические возможности «больших и открытых данных» - свидетельства этих постоянно идущих преобразований. Эти современные технологии открывают огромные возможности для продвижения во всех областях. Они могут помочь повысить качество жизни пожилых людей; очень сильно упростить ведение деловой деятельности (особенно для мелких и средних предприятий), помочь гражданам принимать участие в государственном и муниципальном управлении; дать возможность жить, работать, учиться, не обращая внимание на национальные границы. Европы разработала столь необходимые планы по получению максимальной отдачи от использования ИКТ для совершенствования (фактически, для трансформации) государственных услуг. Глобальная конкуренция стала намного жестче и правительствам пришлось заняться  максимизацией эффективности своей деятельности.

Сегодня, как никогда раньше, необходим сильный европейский внутренний рынок в качестве движущей силы устойчивого роста. Это ключевое условие для повышения конкурентоспособности европейских компаний, стимулирования инноваций и создания рабочих мест. Продвинутые электронные государственные услуги способны поддержать граждан и организации на пути к здоровой и устойчивой европейской экономике. Они имеют решающее значение для того, чтобы сделать государственное управление более дешевым, качественным и оперативным в условиях всё более требовательного общества.

Европейская Комиссия способствует повышению конкурентоспособности Европы различными способами: через Стратегию 2020 и её флагманские проекты, такие, как Электронная повестка дня. В стратегии «Европа 2020» предлагается амбициозный план по выходу из экономического кризиса и созданию «умной», жизнеспособной и инклюзивной Европы, способной конкурировать на мировом рынке в различных сферах деятельности.

План действий сфокусирован на пяти ключевых областях: занятость, инновации, образование, социальная интеграция и проблемы окружающей среды и использования энергии. Прогресс в этих приоритетных областях можно ускорить за счет лучшего использования ИКТ, обеспечивающих инновационные решения  глобальных проблем, рассматриваемых в стратегии «Европа 2020». Кроме того, ИКТ показали себя мощным инструментом вовлечения людей в решение проблем общества - например, «Арабская весна» опиралась на использование социальных сетей (как, впрочем, и многочисленные беспорядки и антиправительственные выступления самого разного характера, которые  последнее время наблюдались во многих странах – Н.Х.). Мобильные технологии и приложения дают возможность гражданам (которые, возможно, раньше были исключены из этих процессов)  доступа к информации и услугам в любое время и из любого места. Технологии, таким образом, расширяют возможности граждан не только в плане общения с другими людьми, но и в плане взаимодействия к властями.

Органам государственного управления становится проще обмениваться данными и, таким образом, снабжать граждан и коммерческие организации более качественной информацией, более активно вовлекать их в разработку политик и в демократические процессы принятия решений. Помимо пользы для граждан, технологические решения дают значительную отдачу самим государственным органам. Умное использование данных позволяет государственным органам получить ценную информацию, помогающую предвидеть тенденции, бороться с преступностью или повышать эффективность государственных услуг. Применяя краудсорсинг при осуществлении запланированных инициатив по разработке политик, государственные органы могут использовать ИКТ как инструмент проведения пилотных проектов, улучшая инициативы ещё до их реализации на основе полученной от граждан обратной связи. Наконец, технология может  использоваться государствами для того, чтобы значительно сократить затраты и более легко проводить преобразования и инновации.»
Мой комментарий: С одной стороны, это всё правильные, хорошие слова. Четко прослеживается общая ориентация на использование технологий «электронного правительства» уже не для «надувания щёк» на различных саммитах, а для того, чтобы решать ключевые политические, социальные и экономические проблемы как отдельных стран, так и Евросоюза в целом.

С другой стороны, при чтении документа складывается впечатление, что авторы отчета не сильно довольны реально достигнутыми успехами в области «электронного правительства», и иногда вспоминается классическое «Молодцы, работа проделана большая, - но это дело так не пойдёт»…

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/06/2012-ii.html )

Источник: сайт ePractice.eu
http://www.epractice.eu/en/library/5417048
http://www.epractice.eu/en/library/5417043

Комментариев нет:

Отправить комментарий