понедельник, 12 ноября 2012 г.

Обеспечение долговременной сохранности электронных документов и информации: Сохранение культурно-исторического наследия и защита гражданских прав


Интервью с Энн Фёстон (Anne Thurston – на фото), основателем и директором Международного фонда по управлению документами (International Records Management Trust , IRMT) было опубликовано на сайте организации Объединенных Наций по вопросам образования, культуры и науки (ЮНЕСКО) 23 октября 2012 года.

Вопросы, касающиеся управления и обеспечения долговременной сохранности электронной информации рассматривались на международной конференции «Память мира в цифровой век: Оцифровка и обеспечение долговременной сохранности» (The Memory of the World in the Digital Age: Digitization and Preservation), проведенной в Ванкувере, Канада, в сентябре 2012 года в ознаменование 20-й годовщины программы ЮНЕСКО «Память мира» (Memory of the World).

Участники конференции приняли ряд рекомендаций по обеспечению долговечности и надежности электронных документов, значение которых возросло пропорционально росту объёмов создаваемой в электронном виде информации. Предлагаемые меры также отражают растущее понимание крайне важных правовых и технических проблем, связанных с обеспечением долговременной сохранности электронных документов и данных, - включая аудио- и видеоматериалы.

Энн Фёстон

В октябре 2012 года д-р Энн Фёстон (Великобритания), основатель и директор Международного фонда по управлению документами, выступившая на конференции с ключевым пленарным докладом, поделилась своими взглядами на некоторые важнейшие проблемы обеспечения электронной сохранности и на их значение для зашиты гражданских прав и прав человека.

Какие проблемы, связанные с обеспечением долговременной сохранности изначально-электронных документов, являются ключевыми?

Государственные органы часто вводят электронные системы, не понимая проблем, связанных с сохранением целостности создаваемых системами документов в условиях быстро меняющегося набора аппаратных и программных средств. Чтобы электронные документы, отражающие политику, действия и транзакции государственных органов оставались во времени доступными, аутентичными и пригодными к использованию, необходимо применять международные профессиональные стандарты. Например, метаданные о документах (показывающие, кто их создал, когда, где, как и почему) должны быть захвачены таким образом, чтобы они оставались осмысленными и доступными. Уже сейчас некоторые электронные документы стали недоступными, - например, ранние [электронные] медицинские документы. Проблемы будут становиться всё более критичными по мере роста объемов документов в электронном формате.

Как эти проблемы затрагивают оцифрованные бумажные документы?

По существу, в этом случае проблемы те же самые. Чтобы оцифрованные документы могли выжить и оставаться доступными в течение длительного времени, следует использовать международные стандарты, в том числе касающиеся захвата метаданных. Это справедливо как в отношении оцифрованного культурно-исторического наследия (например, документов, включенные в реестр «Память мира»), так и оцифрованных государственных документов нашего времени, таких как, например, судебные документы и документы о собственности на землю, которые будут необходимы в течение длительного периода времени и должны при этом сохранять свою юридическую силу.

Существуют ли способы защитить файлы от внесения несанкционированных изменений с целью скрыть информацию?

Электронные документы будут оставаться точными и аутентичными только в том случае, когда ими будут профессионально управлять. Норвежская система электронных документов служит примером того, чего можно достичь. Государственные требования к системам электронных документов обеспечивают надлежащую идентификацию документов, управление и контроль над ними; в свою очередь, поставщики оборудования и программного обеспечения обязаны соответствовать этим требованиям. Ежедневно государство публикует он-лайн метаданные создаваемых государственных документов, с тем, чтобы пользователи могли выявить представляющие для них интерес документы и запросить их копии. Через несколько лет после создания электронные документы передаются в Национальные Архивы, где обеспечивается их защищенное хранение для исторических исследований.

Насколько уязвимы электронные документы и данные?

Электронные документы чрезвычайно хрупки и легко могут быть утрачены, стерты, испорчены или изменены. Если бы случилась какая-нибудь катастрофа и не были заранее приняты все возможные меры по защите этой электронной информации, то возможны были бы очень серьёзные последствия для подотчетности государства, для экономических возможностей, а также в отношении прав граждан и сохранения знаний. Хотя бумажные документы часто разграблялись и сжигались во время войн, многие оригинальные документы все же сохранились – с электронными документами этого может и не случиться. Что не менее серьезно, существует высокий риск того, что в ходе повседневной деятельности электронные документы не сохраняться, если не будут использоваться системы для управления ими.

Каковы социально-политические последствия этих проблем?

В отсутствие хорошего управления документами, государство нельзя привлечь к ответственности. Легко злоупотреблять информацией, скрыть случаи мошенничества и коррупции и делать неточные выводы. Становится ущербным правосудие, и невозможно защитить права человека. Граждане не могут ни доказать фактов несправедливого отношения к ним, ни защитить себя от ложных обвинений.

Какие могут быть решения?

Партнерство открытого партнерства (Open Government Partnership, OGP), основанное год назад как признание стремления граждан к большей подотчетности и прозрачность, может стать платформой для решений. В Декларации открытого правительства (Open Government Declaration) нашли поддержку принципы Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights) и Конвенции ООН против коррупции. На сегодняшний день к этой инициативе присоединилось 57 стран. Хорошо управляемые документы являются основой для прозрачности и подотчетности, и в конечном итоге могут дать гражданам возможность отстаивать свои права и контролировать деятельность государственных органов. Это может быть достигнуто, если Партнерство открытого правительства признает необходимость введения современных законов, политик и мер и средств контроля и управления.

Что в этом плане дала конференция в Ванкувере?

Конференция, в которой приняли участие представители 110 стран, стала поворотным пунктом для памяти мира. Она собрала вместе многих наиболее опытных мировых экспертов по вопросам управления и обеспечения сохранности информации. Из докладов ясно следовало, что сохранение мирового документального культурно-исторического наследия - не просто вопрос создания и хранения электронной информации. Нужно перепрофилировать и укрепить профессию управления информацией с тем, чтобы она играла ключевую роль в глобальном развитии. Представители данной профессия уже имею опыт работы на международной арене в области разработки стандартов, законов, методов и технологий, необходимых для управления электронными документами. Главная задача сейчас - выработать политическую волю для того, чтобы двигаться вперед. Хорошо,  что ЮНЕСКО предлагает себя в качестве координирующего центра перемен, стремясь обеспечить более высокий уровень осведомленности об этих вопросах и включая их в программу дальнейшего развития.

интервью давала Энн Фёстон (Anne Thurston)

Источник: сайт ЮНЕСКО
http://www.unesco.org/new/en/media-services/single-view/news/digital_preservation_preserving_heritage_and_protecting_civil_rights/

Комментариев нет:

Отправить комментарий