9 ноября 2012 года на первом заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства были подведены первые итоги реализации проекта «Открытое министерство».
О выполняемом с начала июля 2012 года пилотном проекте «Открытое министерство», рассказал министр образования и науки Д.В.Ливанов. Из его доклада можно выделить несколько направлений работы, которые, похоже, будут распространены на все ведомства страны (и не только федеральные).
В министерстве используется новая модель формирования существующего при нем общественного совета:
«Половина членов общественного совета была выбрана по результатам интерактивного голосования в сети Интернет. (см.: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/909898-echo/ ) Людьми было предложено более 600 кандидатур, из них был составлен шорт-лист, по этому шорт-листу прошло голосование. В результате были выбраны и мной приглашены в состав общественного совета те люди, которые получили большинство голосов по итогам этого голосования. …это были люди с широкой аудиторией, которые бы могли, с одной стороны, транслировать интересы и запросы общества нам, а с другой стороны, вместе с нами участвовать в выработке и обсуждении решений и, таким образом, использовать свою аудиторию в том, чтобы эти решения лучше объяснялись и были более понятны людям.»Министр отметил, что для членов общественного совета создан необходимый инструментарий для работы со своей аудиторией - создан специальный сайт, на котором каждый член совета будет иметь свой личный кабинет. На этом сайте будут созданы возможности для обсуждения проблем между членами общественного совета, для организации голосований, опросов и т.д. Кроме того уже, работает call-центр, «чтобы общественный совет был действительно открыт для максимально широкой аудитории, для максимально большого числа наших граждан».
Ещё одно направление деятельности министр связал с формированием «экспертного сообщества в системе образования и науки и максимально широкого привлечения экспертов к принятию ключевых решений». Он также остановился на концепции контрактной эффективности, которая будет стоиться на критериях, определяющих успешность или неуспешность решения основных целей и задачах работы министерства. Здесь выделено два контура: внутренний и внешний; внутренний контур содержит формальные критерии:
- Какая часть документов министерства открыта для доступа (на сегодняшний день это уже более 90%),
- Насколько открыт и понятен людям бюджет министерства
- Как люди могут проследить, на что и как расходуются деньги, и так далее.
Министерство стремится обеспечить на всех этапах проектов - от формирования технического задания и до принятия отчёта об исполнении – максимальную гласность и публичность, чтобы при этом экспертное сообщество максимально полно вовлекалось бы в принятие решений на каждом этапе.
Министр упомянул и стандарт информационной открытости, который подразумевает активную работу органов государственной власти в социальных сетях. Минобрнауки, например, имеет представительство во всех основных социальных сетях, таких, как «Фейсбук», «Живой журнал», «ВКонтакте», YouTube, Instagram и т.д.
Кроме официального сайта министерства, создан специальный портал - дискуссионный клуб, http://club.mon.gov.ru/, на котором любой человек может задать вопрос, поставить задачу. В месяц поступает около 5 тысяч обращений, вопросов, запросов от граждан и, по словам министра, «ни одно из них не остаётся без ответа».
Мой комментарий: Как мне кажется, создание еще одного места, где граждане могут задать вопрос - не совсем правильный подход. Сейчас подобных порталов стало слишком много, а будет ещё больше, и все их даже увлеченному человеку обежать не под силу :) Кроме того, уже накопленный опыт показывает: нужно больше думать о том, чтобы активно работать в уже сложившихся и завоевавших авторитет интернет-сообществах, на их площадках.
Министр образования и науки считает, что в целом созданная инфраструктура позволяет информировать все заинтересованные стороны о том, что происходит, отвечать на их вопросы и проводить обсуждение принятых решений или их проектов, получая обратную связь от общества.
Проекту «Открытое министерство» дал оценку С.М.Гуриев, ректор негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская экономическая школа». Он отметил, что главный урок данного проекта - то, что это:
«… серьёзный и сложный проект, это много работы: это не просто открыть дверь, открыть окно, раскрыть папки и вывалить данные обществу. На самом деле это серьёзная деятельность, здесь есть и элемент проекта, где есть начало и конец и есть регулярная деятельность – налаживание сбора обратной связи, подготовки данных, которые нужно открывать, и поэтому на это нужно выделять и людей, и ресурсы. И на примере Министерства образования и науки мы увидели, что пришлось два раза сменить команду, работающую над этим проектом. Это на самом деле серьёзная деятельность, и она должна быть одним из приоритетов министерства …»Мой комментарий: Очень хочется надеяться, что этот урок будет учтен при разработке требований и финансировании аналогичных проектов в других министерствах и ведомствах.
Гуриев выделил четырёх приоритета, которые, по его мнению, должны быть включены в планы «открытых министерств»:
- Открытые данные.
«… [нужно, чтобы] у общества был доступ к данным, которыми располагают федеральные органы власти, данным, которыми они пользуются при принятии решений, с тем чтобы общество понимало, на основании чего эти решения принимаются. В некоторых случаях таких данных нет – их надо собирать. В некоторых случаях эти данные есть – их нужно представлять в удобном для анализа и интерпретации виде. Опять-таки, к сожалению, не всегда данные хранятся в таком формате, и нужно прилагать усилия для того, чтобы делать их больше пригодными для пользователей. К сожалению или к счастью, но это будет регулярная деятельность. Для того чтобы реализовать концепцию открытых данных, нужно регулярно проводить опросы стейкхолдеров, референтных групп о том, удобны ли данные, какие ещё надо данные раскрывать, высокого они качества или нет. И в этом смысле, мне кажется, обязательно нужно разработать концепцию открытости данных, посмотреть, как она стыкуется с российским законодательством. Иногда придётся прилагать особые усилия, чтобы раскрываемые данные не противоречили законам о персональной информации».
- Независимый технологический аудит с точки зрения доступности данных, их качества и объёма, количества пользователей, которым они доступны.
- Открытый бюджет.
«… [речь идёт] не только о бюджете верхнего уровня, а бюджет образовательной системы вплоть до первичного звена».
- Прозрачность внутри министерства.
«… нужно рассказать, сколько получают ключевые сотрудники министерства, руководители, подразделения не только в виде зарплаты, но и в виде содержания и на что эти деньги тратятся, на что чиновники работают, в чём цель их работы, какие ключевые показатели эффективности, какие перед ними стоят задачи. Всё это должно быть публичным, потому что, опять-таки, это деньги, которые налогоплательщики тратят, и они имеют право знать, что происходит с этими деньгами внутри каждого конкретного министерства. «
- Общественный совет
«Общественный совет создан, создан по открытой процедуре с честным подсчётом голосов. И другое дело, что мы в нашем сообществе Открытого правительства всегда задаёмся вопросом, должен ли общественный совет быть наблюдательным советом или советом директоров, или он должен быть экспертным советом, который оказывает техническую помощь. На самом деле нужно и то, и другое, и очевидно, что в министерстве создан совет, который в конце концов должен будет взять на себя ответственность за принятие решений министерством (!), включая обсуждение и законодательных инициатив министерства. Но это не заменяет экспертные группы, и очевидно, что министерство уже создаёт и переформатирует экспертные группы в области образования и науки. Но очень важно, чтобы задачи перед этими экспертными группами ставил как раз тот самый Общественный совет. Тогда, если Общественный совет будет принимать ответственность за решения, которые обсуждаются и принимаются министерством, он будет и коммуникатором, он будет рассказывать и обществу о том, как работает министерство.»
Сайт Открытое правительство
http://большоеправительство.рф/events/4526/
Комментариев нет:
Отправить комментарий