четверг, 1 декабря 2011 г.

Арбитражная практика: Хранение документов акционерного общество по месту нахождения исполнительного органа

Неоднократно возвращаясь к вопросу об организации хранения документов коммерческих организаций, я обращала внимание коллег на то, что требования к организации хранения документов акционерных обществ, установленные в законе «Об акционерных обществ», могут привести к попыткам привлечь их к ответственности в тех случаях, когда документы хранятся, например, в территориально-удаленном от центрального офиса архиве общества или в случае использования внеофисного хранения.

Проблема для акционерных обществ связана с тем, что в федеральном законе «Об акционерных обществах» четко указано, где акционерное общество должно хранить свои документы:
Федеральный закон № 208 от 26 декабря 1995 «Об акционерных обществах»

Статья 89. Хранение документов общества

п.2. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Сравните требования законодательства к хранению документов организаций других форм собственности:
Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Статья 50. Хранение документов общества

2. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.

Федеральный закон № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия

2. Унитарное предприятие хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте.
Таким образом, закон об акционерных обществах в его нынешнем виде ущемляет право акционерного общества на выбор наиболее надёжного, защищённого и экономически для него выгодного места хранения, с целью обеспечения сохранности документов во исполнение других, более жестких требований законодательства к акционерным обществам. Имеет место дискриминация в этом вопросе акционерных обществ по сравнению с организациями других форм собственности. В результате для акционерных обществ возник риск санкций за хранение документов в неположенном месте.

Было ясно, что рано или поздно, что регулятор - федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) попытается привлечь какое-либо общество к ответственности за выявленный факт хранения документов в ненадлежащем месте.

В марте 2011 г. Арбитражный суд Республики Татарстан оценивал, нарушило ли законодательно-нормативные требования ОАО «Татэнергосбыт», которое организовало хранение хозяйственных договоров не по месту нахождения его исполнительного органа (дело № А65-29269/2010).

Суть спора

ФСФР в августе-сентябре 2010 г. провела плановую выездную проверку деятельности ОАО на соблюдение требований законодательства о ценных бумагах.

В ходе проверки было обнаружено, что в нарушение требований п. 2 ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», п.186 подраздела 4.1. «Бухгалтерский учет и отчетность» раздела 4 «Учет и отчетность» Перечня типовых управленческих документов 2000 года, п. 346 (похоже, что здесь опечатка, и имелся в виду п. 436 – Н.Х.) подраздела 4.1. «Бухгалтерский учет и отчетность» раздела 4 «Учет и отчетность» Перечня типовых управленческих архивных документов 2010 года, - общество не обеспечил хранение хозяйственных договоров ОАО по месту нахождения его исполнительного органа.
Для сведения: Статьи перечней, упомянутые в предписании ФСФР, устанавливают только сроки хранения, и не устанавливают требования к месту хранения документов.

«Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (утв. руководителем Федеральной архивной службой России 06.10.2000 г.)

п. 186 - Договоры, соглашения (кредитные, хозяйственные, операционные) – 5 лет ЭПК (после истечения срока действия договора, соглашения)

«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организации, с указанием сроков хранения» (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 №558)

п. 436 - Договоры, соглашения (не указанные в отдельных статьях Перечня) – 5 лет ЭПК (после истечения срока действия договора, соглашения)
На этом основании ФСФР направило в адрес ОАО предписание с требованием устранить выявленные нарушения. ОАО, не согласившись с ненормативным актом, обратилось в суд.

Позиция Арбитражного суда Республики Татарстан

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд обосновал свое решение положениями статьи 89 «Хранение документов общества» закона «Об акционерных обществах».

Суд отметил, что перечень документов, которые общество обязано хранить по месту нахождения его исполнительного органа, установлен в п.1 статьи 89 Закона, и что в указанный перечень все договоры, заключаемые обществом в процессе осуществления им хозяйственной деятельности, не входят.

Регулятором не было представлено доказательств и того обстоятельства, что уставом ОАО, его внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), органами управления установлен перечень иных документов (кроме прямо поименованных в п. 1 статьи 89 Закона), которые должны храниться по месту нахождения его исполнительного органа.

Сослался суд и на то, что Перечень типовых управленческих документов 2000 года предусматривает хранение в составе документов бухгалтерского учета (раздел 4) некоторых видов договоров, - но не всех.

Суд пришел к выводу, что ОАО не нарушены требования законодательства о хранении документов, и на этом основании суд признал предписание, выданное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, недействительным.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в июне 2011 г. оставил это решение без изменения. Эту позицию поддержал в августе 2011 года и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Мой комментарий: Из любопытства я посмотрела, о каком объеме документов в данном случае идет речь. Информация нашлась в годовом отчете открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» за 2010 год ( www.tatenergosbyt.ru/download/reporting_2010.doc ).
с. 7 На обслуживании у ОАО «Татэнергосбыт» находятся 27 384 юридических лиц и 849 841 физических лиц (население). Таким образом, по итогам 2010 года клиентская база ОАО «Татэнергосбыт» составила 877 225 потребителей электрической энергии.

с. 9 По итогам 1 квартала 2010 года клиентская база ОАО «Татэнергосбыта» составила 6562 потребителей тепловой энергии. Таким образом, на обслуживании у ОАО «Татэнергосбыт» находятся 5464 юридических лица и 1 098 физических лиц (население).
Думаю, что столь большой объем документации любой здравомыслящий руководитель коммерческой организации постарается разместить в помещениях, стоимость которых на порядок дешевле, чем в головном офисе компании.

Источник: Официальный сайт Высшего арбитражного суда
http://ras.arbitr.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий