среда, 14 декабря 2011 г.

Установлен порядок формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций от 5 октября 2011 года № 250 утвержден «Порядок формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из таких реестров».

Надо сказать, что, среди многочисленных нормативных документов, которые мне приходится изучать, этот приказ я бы отнесла к числу самых странных. Прочитав сей нормативный акт не один раз, мне так и не удалось до конца понять, что же за хитрую штуку удумали в Минкомсвязи.

Итак, ведение реестра квалифицированных сертификатов включает в себя (п.4):
  • внесение изменений в реестр квалифицированных сертификатов в случае изменения сведений;

  • внесение в реестр квалифицированных сертификатов сведений о прекращении действия или об аннулировании квалифицированных сертификатов.
Вызывает много вопросов структура реестра квалифицированных сертификатов (п.6). Прежде всего, не ясно – это одна база данных, или несколько? А если несколько, та зачем? Ведь, как ни крути, любой сертификат должен быть сначала создан, а спустя непродолжительное время его срок действия истечет либо он будет отозван…
6. Реестр квалифицированных сертификатов состоит из следующих разделов:
  • квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные физическим лицам;

  • квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные юридическим лицам;

  • квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные физическим лицам, прекратившие свое действие;

  • квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные юридическим лицам, прекратившие свое действие;

  • аннулированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные физическим лицам;

  • аннулированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные юридическим лицам.
Обязательные поля данных для различных разделов отличаются. Так, раздел «квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные физическим лицам» (п.7) должен содержать восемь обязательных полей, в том числе «страховой номер индивидуального лицевого счета владельца квалифицированного сертификата», а раздел «квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные физическим лицам, прекратившие свое действие» – пять обязательных полей и там уже нет СНИЛС (п.9).

Так что, часть информации предполагается из базы «вычищать»? В таком случае получится, что действующий сертификат физического лица можно будет найти по СНИЛС, а истекший – уже нельзя!

Раздел «квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные юридическим лицам» должен содержать десять обязательных полей (п.8), в том числе «идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата», в то время, как раздел «квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные юридическим лицам, прекратившие свое действие» (п. 10) –пять обязательных полей, и там нет ИНН. Но если убрать ИНН, то поиск сертификата по названию организации обещает быть увлекательным, и чреватым ошибками.

Вызывают вопросы и положения, регламентирующие порядок внесения информации в соответствующие разделы реестра.
17. Информация о прекращении действия квалифицированного сертификата должна быть внесена удостоверяющим центром в соответствующий раздел реестра квалифицированных сертификатов в течение одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, повлекших за собой прекращение действия квалифицированного сертификата. Действие квалифицированного сертификата прекращается с момента внесения записи об этом в реестр квалифицированных сертификатов.
В такой формулировке получается, что в некоторых случаях допускается не обновлять реестр неделю (!), - например, если информация о прекращении действия поступит 31 декабря, то внести её в реестр можно будет и 10 января! Думаю, сообщество киберпреступников должно поставить авторам документа бутылку хорошего коньяка :)

Насчет аннулированных сертификатов вообще полный туман. Во-первых, если в законе «Об электронной подписи» указаны причины прекращения действия сертификата ключа проверки электронной подписи, то аннулирование квалифицированного сертификата увязано с решение суда:
18. Запись об аннулировании квалифицированного сертификата в соответствующий раздел реестра квалифицированных сертификатов должна быть внесена удостоверяющим центром в реестр квалифицированных сертификатов в течение не более чем одного рабочего дня с момента вступления решения суда, явившемся основанием для аннулирования, в законную силу. Квалифицированный сертификат считается аннулированным с момента внесения указанной записи в реестр квалифицированных сертификатов.
Если аннулирование сертификата затеять через суд, это случится, вполне вероятно, годика через два, - когда будут пройдены все инстанции, а вопрос уже давно потеряет актуальность.

Не менее интересны правила предоставления информации из реестра квалифицированных сертификатов.

Аккредитованный удостоверяющий центр обязан обеспечить любому лицу безвозмездный доступ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей к реестру квалифицированных сертификатов в любое время в течение срока деятельности этого удостоверяющего центра (п.19).

Доступ заинтересованных лиц к информационной системе головного удостоверяющего центра с целью получения сведений из реестра квалифицированных сертификатов осуществляется с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) на безвозмездной основе (п.20). Сразу же возникает вопрос о том, насколько это разумно – заставлять идти за этой информацией только через портал?

Аккредитованный удостоверяющий центр обязан предоставлять информацию предоставляется в форме выписки из реестра квалифицированных сертификатов и направлять её как почтовым отправлением, так и с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (по выбору лица, обратившегося за получением информации из реестра квалифицированных сертификатов) (п.21).

Срок предоставления указанной информации не может превышать семи дней для направления информации почтовым отправлением и 24 часов для направления выписки посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Интересно, на что персонал УЦ потратит эти 24 часа – будет каждый байт тряпочкой протирать? За это время ведь уже выйдет очередной список отозванных сертификатов…

Требования к сохранению информации

Информация, внесенная в реестр квалифицированных сертификатов, подлежит хранению в течение всего срока деятельности аккредитованного удостоверяющего центра, если более короткий срок не установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.5).

Вот этого я совершенно не понимаю: почему срок хранения информации о сертификатах привязан к сроку деятельности аккредитованного удостоверяющего центра? А если этими сертификатами подписаны документы длительного и постоянного срока хранения? И какой, уж простите за прямоту, дурак способен установить им более короткий срок хранения?

К сохранению информации предъявляются следующие требования:
14. Аккредитованный удостоверяющий центр обеспечивает защиту информации, содержащейся в реестре квалифицированных сертификатов, от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных неправомерных действий в течение всего срока своей деятельности.

15. Хранение информации, содержащейся в Реестре, должно осуществляться в форме, позволяющей проверить ее целостность и достоверность.

16. Для предотвращения утраты сведений о квалифицированных сертификатах, содержащихся в реестре, формируется его резервная копия.
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122309

4 комментария:

  1. А использовать хотя бы формулировки нового ГОСТа по длительному хранению электронных документов?
    Насколько понимаю, он уже подготовлен...

    ОтветитьУдалить
  2. Я мыслю так - можно было подзаконным НПА попытаться либо подправить изрядную кривизну исходного закона (но для этого надо понимать что именно править), либо выпустить подзаконный НПА в русле самого ФЗ-63 (что и было сделано) - вот и получили - формальный документ на проч оторванный и от техники и от возможности им пользоваться в жизни.

    ОтветитьУдалить
  3. Петр, полностью с Вами согласен, все делают для себя.

    ОтветитьУдалить