Споры пользователей с архивами по поводу стоимости их услуг на копирование документов возникают постоянно, часто в связи с их неоправданно высокой стоимостью.
В общедоступной группе «Архивный критик» один из её участников
выложил интересное решение Курского УФАС России по делу о необоснованном взимании платы за повторное создание электронных (цифровых) копий архивных документов с имеющихся цифровых копий фонда пользования как за изготовление электронных (цифровых) копий бумажных документов (см.: https://www.facebook.com/KurskoeUFAS/photos/a.155848458456086/348182412556022/?type=3 ).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области рассмотрело дело №03-05/02-2019 в мае 2019 года.
Мой комментарий: Решения Федеральной антимонопольной службы на страницы моего блога попадают достаточно редко и, как правило, в связи с переносом спора в суд. На этот раз само рассмотрение вопроса о стоимости услуг архива и о том, как эта стоимость была рассчитана, стали предметом тщательных разбирательств и оценки, которая, сразу скажу, оказалась не в пользу архива.
Суть дела
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление гражданина о нарушении, по его мнению, требований действующего антимонопольного законодательства со стороны Государственного архива Курской области, выразившемся в необоснованном взимании платы за повторное создание электронных копий архивных документов с имеющихся цифровых копий фонда пользования как за изготовление электронных копий бумажных документов.
В своем заявлении гражданин указал, что при обращении в Государственный архив Курской области о предоставлении ему копий архивных документов генеалогического характера с уже имеющихся цифровых копий фонда пользования (Ф.184, оп. 1 д. 1974 «Переменная книга о мещанах помещичьих крестьянах, дворовых людях и рабочих за 1861 г.» (на 768 л.), Ф. 184, оп.2 д. 1054 «Ревизские сказки мещан, рабочих людей г. Суджи по 10-й ревизии 1858 г.» (на 1537 л.), ему сообщили о том, что такая услуга в действующем «Прейскуранте цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению Курской области», отсутствует.
Стоимость предложенной ему услуги изготовления одной цифровой копии страницы архивного документа с бумажного носителя (образ) составляет 88 руб.70 коп. (п. 4.6.2.2 Прейскуранта цен на платные услуги).
Мой комментарий: Если гражданин хотел получить полностью копии двух этих дел, а это 2305 страниц, то архив по прейскуранту захотел получить с клиента более 204 тысяч рублей – это при том, что документы уже отсканированы на деньги налогоплательщика! А на создание электронного экземпляра потребовалась бы минута времени и пара кликов мышкой в Проводнике …
В ходе рассмотрения заявления, документов и пояснений, представленных по требованию Курского УФАС России Архивным управлением Курской области, Госархивом Курской области, было установлено, что вопросы, поставленные в заявлении, касаются интересов неопределенного круга физических и юридических лиц, включая российских и иностранных граждан и организации, лиц без гражданства, при получении указанными лицами платных услуг государственного архива.
По результатам анализа документов и информации, аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке услуг в отношении Государственного архива Курской области было возбуждено дело №03-05/02-2019 по признакам нарушения архивом ч.1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Позиция Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства отметила, что согласно информации, опубликованной в сети Интернет на официальном сайте Архивной службы Курской области ( http://archive.rkursk.ru/ ) в разделе «Об архивном фонде», в Государственном архиве Курской области хранится более 1200 тысяч документов, начиная с XVIII века по 2013 г., в том числе и документы, запрошенные заявителем.
В ходе анализа состояния конкуренции на рынке архивных услуг за 2016-2018 годы было установлено, что услуги по доступу к документам (единицам хранения), копированию документов, хранение которых осуществляет архив, могут быть оказаны только данным учреждением, оно занимает доминирующее положение на рынке данных услуг с долей 100%.
В частности, документы Архивного фонда Курской области ХIХ – начала ХХ века, которые были запрошены в обращении заявителя, находятся на хранении в архиве, и, соответственно, только он обеспечивает доступ пользователей к ним (их копиям) и справочно-поисковым средствам к ним, а также исполняет в рамках оказания информационных услуг исполнение запросов тематического и генеалогического характера.
Платные услуги по предоставлению доступа к иным документам данного архива неопределенному кругу лиц могут быть предоставлены также только архивом.
В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что прейскурант цен на платные услуги, оказываемые областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению, в том числе государственному архиву Курской области, не содержит услуги по изготовлению цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования.
Комиссия подчеркнула, что на Государственный архив Курской области как на некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую доход и являющуюся единственной организацией, у которой пользователи могут получить услуги по изготовлению копий документов из соответствующих архивных фондов, распространяются запреты, установленные ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Для справки: Согласно ч. 1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.Материалами дела было установлено, что:
- Электронные (цифровые) копии архивного фонда имеются в распоряжении архива и составляют более 10% фонда пользования (в том числе из документов, запрошенных заявителем, в цифровой форме имеются 2 документа);
- Техническая и экономическая возможность их предоставления пользователям у архива также имеется;
- Оказание пользователям соответствующих услуг предусмотрено Концепцией развития архивного дела в Российской Федерации, оказание данной услуги предусмотрено рекомендациями Росархива;
- Однако услуга в Прейскуранте цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными Архивному управлению Курской области, отсутствует, и в этой связи не оказывается архивом;
- Вместо услуги по изготовлению цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования пользователю предлагается иная услуга – изготовление новой цифровой копии архивного документа, то есть более трудозатратная, и, следовательно, более дорогая.
Архив письменно сообщил гражданину о том, что оцифрованные копии архивных дел предназначены для работы в читальном зале архива, где имеется возможность самостоятельно бесплатно (за исключением услуг по копированию документов и выдачи документов раньше установленного срока, предусмотренных действующим Прейскурантом) ознакомиться с содержанием интересующих архивных дел, с помощью сотрудников архива.
Из письменных и устных пояснений Архивного управления Курской области и архива следует, что согласно произведенному архивом расчету стоимости услуги, ее цена превышала расчетную стоимость услуги по изготовлению новой цифровой копии архивного документа (бумажного).
Так, согласно приложенному расчету стоимости услуги «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования», цена такой услуги составляла, за графический образ (одна-две страницы):
- Документов XVIII века - 110 руб.53коп.
- Документов ХIХ – начало ХХ вв. - 91руб.79коп
- Документов 1931 г. –XXI века - 77руб.36 коп.
Для сравнения: Национальные Архивы Великобритании за скачивание уже оцифрованного документа, какого бы объёма он ни был, берут 280 рублей (3,5 фунта), см. http://www.nationalarchives.gov.uk/legal/our-fees/ , при этом многие документы предоставляются бесплатно. И даже оцифровка бумажного оригинала по заказу там дешевле (1,2 фунта за образ, т.е. 81 рубль, см. http://www.nationalarchives.gov.uk/documents/record-copying-prices-february-2019.pdf ) по сравнение с простым копированием электронного файла в Курске (которое, видимо, экологически чистое, поэтому и такое дорогое).
В этой связи в Прейскурант цен при его утверждении услуга «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования» не была включена в связи с ее высокой стоимостью (!).
Согласно пояснениям Архивного управления Курской области и архива, указанная цена складывается из стоимости видов работ:
- Получение обращения,
- Регистрация обращения,
- Поиск информации по 1 полю БД,
- Сохранение изображений документов,
- Перенос на электронный носитель информации из электронной базы (1 документ),
- Подготовки сопроводительного письма и отправки ответа;
- Амортизации оборудования, с учетом норм времени и трудозатрат.
Комиссия отметила, что убедительных доводов и доказательств того, что нормы выработки, нормы времени и трудозатраты на сохранение файла – копии документа в действительности существенно отличаются в зависимости от «возраста» копируемого документа, архивом и Архивным управлением Курской области не представлено.
Комиссия подчеркнула, что сопоставимого конкурентного рынка услуг государственных архивов на территории РФ не имеется в силу уникальности документов архивного фонда каждого из архивов, занимающих на соответствующих рынках доли 100%.
Расходы не обоснованы архивом и превышают сумму необходимых для производства и реализации рассматриваемой услуги расходов. Следовательно, цена услуги «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования», не включенной в прейскурант платных услуг архива по причине ее высокой стоимости (за образ), расчет которой представлен в ходе рассмотрения дела, имеет признаки монопольно высокой цены.
Таким образом, действия архива по установлению монопольно высокой цены на услугу «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования» (за образ) образуют состав нарушения п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».
На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела в феврале 2019 года Архивное управление Курской области сообщило, что приказ по Управлению от 04.02.2019г. №01-03/09 внесены изменения в Прейскурант цен на платные услуги, а именно он дополнен подпунктом 4.6.3 следующего содержания: «Изготовление цифровой копии архивного документа с имеющейся цифровой копии фонда пользования», единица измерения – образ, цена - 77 руб. 36 коп.
Комиссия отметила, что средняя стоимость услуги по изготовлению цифровой копии архивных документов с имеющейся цифровой копии фонда пользования, оказываемой государственными архивами РФ, составляет 50 руб. 86 коп. за 1 образ (что тоже скандально дорого, с моей точки зрения – Н.Х.), что существенно ниже, чем стоимость данной услуги, оказываемой Госархивом Курской области» (стоимость 1 образа – 77 руб. 36 коп.).
Архив пояснил, что один образ входят 2 страницы дела. По мнению архива, во многих государственных архивах регионов РФ в прейскурантах есть отдельные позиции по записи информации на электронный носитель и (или) услуги по отправке по электронной почте, что в совокупности делает услугу «цифровой копии архивных документов с имеющейся цифровой копии фонда пользования» значительно дороже. В архиве ОКУ в стоимость услуги по «изготовлению цифровой копии фонда пользования» уже входит стоимость записи на электронный носитель и (или) услуги по отправке по электронной почте.
Вместе с тем, расчетов и убедительных пояснений, обоснований, почему стоимость услуги, оказываемая архивом, существенно дороже средней стоимости данной услуги, оказываемой государственными архивами РФ, архивом представлено не было.
Более того, Комиссией было установлено, что услуга по изготовлению цифровых копий с бумажного документа, оказываемая государственными архивами РФ, т.е. заведомо более трудозатратная, и, соответственно более дорогая услуга, стоит дешевле (!), чем услуга по изготовлению цифровой копии архивных документов с имеющейся цифровой копии фонда пользования, оказываемая архивом
Комиссия Курского УФАС России пришла к следующим выводам:
Сопоставимого конкурентного рынка услуг государственных архивов на территории РФ не имеется в силу уникальности документов архивного фонда каждого из архивов, занимающих на соответствующих рынках доли 100%.
Расходы, в частности, повышенные нормы выработки при сохранении изображения документа, не обоснованы архивом и превышают сумму необходимых для производства и реализации рассматриваемой услуги расходов. Следовательно, цена услуги «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования», не включенной в Прейскурант платных услуг архива по причине ее высокой стоимости (за образ) имеет признаки монопольно высокой цены.
Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях архива нарушение законодательства, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу, результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
В мае 2019 года комиссии была представлена информация о том, что приказом по Архивному управлению Курской области от 07.05.2019г. №01-03/26 вновь внесены изменения в Прейскурант и теперь изготовление цифровой копии архивного документа с имеющейся цифровой копии фонда пользования обойдется пользователю за 1 образ в 34 руб. 87 коп.
Комиссия констатировала, что архив устранил нарушение требований п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» до принятия Комиссией Курского УФАС России решения по делу.
Комиссия признала Государственный архив Курской области нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольно высокой цены на услугу, результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
В связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения по настоящему делу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства архивом было решено не выдавать.
Архиву было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения п.1 ч.1ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». Который составил более 60 тысяч рублей.
Мой комментарий: Ура, товарищи! Беспримерно наглые поборы с пользователей архивов в Курске пресечены, справедливость восторжествовала! Теперь там продолжат взимать лишь просто наглые поборы – такие же, как и на остальной территории страны. Удивительно, правда, что некоторые неблагодарные пользователи относятся к архивам и архивистам не как к благодетелям, а как к врагам науки, исследований, открытости и прозрачности государственного управления?
Источник: Сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
https://br.fas.gov.ru/to/kurskoe-ufas-rossii/2d709601-81c1-4ce1-9601-5f8b239fe190/
https://br.fas.gov.ru/to/kurskoe-ufas-rossii/741899e4-d4c2-4b8b-b149-e21648e15fc9/ф
https://br.fas.gov.ru/cases/3a92f293-316d-4382-84d3-9b575d690a85/
https://br.fas.gov.ru/to/kurskoe-ufas-rossii/e8d8d5c4-deb6-4af2-91ba-c6df721ba5d8/
Комментариев нет:
Отправить комментарий