4 июля 2019 года на заседании Правительства РФ были рассмотрены проекты федеральных законов:
- Законопроект 1: О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде);
- Законопроект 2: О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»;
- Законопроект 3: О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства РФ, 4 июля 2019 годаЗаконопроект 1 устанавливает возможность ведения сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Такие сведения будут являться основной информацией о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, включающей сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора. Эта информация будет представляться работодателями в информационную систему Пенсионного фонда (ПФР).
«… мы хотим, чтобы этот переход был плавным. Он касается около 60 миллионов работников, приблизительно 8,5 миллиона хозяйствующих субъектов. Именно поэтому остаётся возможность ведения трудовых книжек на бумаге, если сотрудник подаст такое заявление. Но в любом случае, как только он начинает свою трудовую деятельность, книжка будет сразу оформляться в электронном виде.
Преимущества тоже очевидны, включая снижение издержек работодателей, которые связаны с ведением и хранением бумажных трудовых книжек. Тут экономию по-разному считают, но в любом случае это сотни миллионов рублей. Не говоря уже о том, что само по себе существование трудовой книжки в бумаге может создать проблемы для самого владельца. Поскольку, если книжка утрачена, нужно создавать её копию, получать информацию из всех источников. Это неудобно, и восстановление таких документов подчас занимает многие месяцы. А в электронном виде, естественно, всё это должно резервироваться и сохраняться».
Предусматривается, что работник сможет получать сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в ПФР и на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Трудовые книжки на бумажном носителе с 1 января 2021 года работодатель будет вести только для тех работников, которые подадут об этом письменное заявление до конца 2020 года. Работникам, не подавшим письменное заявление, трудовые книжки будут выдаваться на руки (работодатель освобождается от ответственности за их хранение), сведения об их трудовой деятельности будут вестись в электронном виде. Для лиц, впервые поступающих на работу, все сведения будут вестись в электронном виде, и трудовая книжка им оформляться не будет.
Кроме того, предусматривается обязанность работодателя возмещать работнику не полученный им заработок в случае задержки выдачи ему при увольнении сведений о трудовой деятельности, внесения в них неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения.
По экспертным оценкам, предлагаемые законопроектом изменения затрагивают около 60 миллионов работников и 8,4 миллиона хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица.
В законопроекте 2 предлагается с 1 января 2020 года ввести для работодателя обязанность представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц. Для этого индивидуальный лицевой счёт будет дополнен разделом «Сведения о трудовой деятельности», содержащим сведения о месте работы, выполняемой работе и её периодах (сведения о приёме на работу, наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием (при наличии) квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации), сведения о переводах на другую работу, об увольнении и основаниях прекращения трудового договора, данные о соответствующих документах, являющихся основаниями для оформления указанных трудовых отношений).
Сведения о трудовой деятельности будут представляться работодателями начиная с 1 января 2020 года ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным. Начиная с 1 января 2021 года такие сведения в случаях приёма на работу или увольнения должны представляться не позднее рабочего дня, следующего за днём издания документа, являющегося основанием для приёма на работу или увольнения.
Также законопроектом предусматривается, что за непредставление в установленный срок либо за представление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работодатель будет нести административную ответственность за нарушение трудового законодательства. Пенсионный фонд предлагается наделить полномочием по передаче информации о таких правонарушениях в Роструд в электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
В законопроекте 3 предлагается внести изменения в КоАП, в соответствии с которыми должностные лица работодателя будут привлекаться к административной ответственности в виде предупреждения за неоднократное нарушение сроков представления необходимых сведений либо представление неполных или недостоверных сведений. При этом под неоднократным нарушением будет пониматься совершение работодателем таких действий два и более раза в течение года.
Принятие законопроектов позволит предоставить работникам и работодателям удобный и быстрый доступ к получению и предоставлению информации о трудовой деятельности, обеспечит дополнительные возможности трудоустройства для дистанционных работников, сохранность персональных данных в информационной системе ПФР, снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение трудовых книжек на бумажном носителе. Будет способствовать обеспечению защиты прав работников и своевременного и полного отражения в информационной системе ПФР сведений о трудовой деятельности.
На брифинге по завершении заседания Максим Топилин отметил, что «эти три документа – вообще первые законы в истории, которые вводят элементы цифровой экономики в трудовое законодательство, в трудовые отношения». Он кратко разъяснил планы перевода кадрового учета в электронный вид:
- В 2020 году работники, которые хотят оставить бумажную трудовую книжку, должны будут написать заявление своему работодателю. Те, кто не сделает этого, переходят на электронную трудовую книжку, то есть учёт сведений о своей трудовой деятельности в электронном виде;
- Параллельно в 2020 году ежемесячно работодатели будут в систему персонального учёта предоставлять информацию о специальности работника, его квалификации, его внутренних перемещениях, а также перемещениях между работодателями. Это 2020 год. В 2020 году система будет отлаживаться;
- С 2021 года, после наладки системы, будет осуществлён переход на возможность учёта сведений о трудовой деятельности в электронном виде. При этом мы исходим из того, что не надо будет создавать никаких новых ресурсов, нести фактически никаких затрат, потому что это всё ложится на систему персонального учёта, там появляются просто дополнительные опции.
«Что касается электронного документооборота, это несколько другая тема. Это наш следующий проект, по которому мы сейчас завершаем согласования. Есть разночтения, разногласия с рядом министерств и ведомств по отдельным позициям. Это то, что касается эксперимента уже по всему электронному кадровому делопроизводству внутри предприятия, по всем документам внутри предприятия. Я думаю, что к сентябрю мы будем готовы выйти в Правительство – если останутся разногласия, то с какими-то разногласиями. Мы исходим из того, что с 2020 года нам надо запускать и этот эксперимент. Это будут параллельные процессы. Там потребуются дополнительные деньги. И здесь у нас пока есть разночтения с Министерством финансов. Будем в бюджетном процессе это всё согласовывать. При этом мы исходим из того, что средства есть в национальном проекте «Цифровая экономика», и надо определённую часть этих средств направить на этот проект. Минкомсвязи нам этот вопрос полностью согласовало.»М.Топилин также сообщил, что следующий пакет законопроектов – по «цифре» в трудовых отношениях - предполагается ввести «через эксперимент, через включение отдельных предприятий в обкатку этой конструкции, потому что сейчас очень сложно предусмотреть и предотвратить все возможные риски этой конструкции».
Мой комментарий: Отмечу, что эти нововведения могут изменить и требования к срокам и порядку хранения кадровой документации. Соответственно становится все «горячее» и вопрос о регламентации деятельности электронных архивов.
Источник: Сайт правительства РФ
http://government.ru/news/37257/
http://government.ru/activities/selection/302/37229/
Комментариев нет:
Отправить комментарий