(Продолжение, начало см. http://rusrim.blogspot.ru/2018/05/1_29.html )
Но почему, действительно, необходимы эти исследования? Если, как я уже сказала ранее, результаты предыдущих проектов применимы к электронным документам вне зависимости от их технической среды, зачем нужен ещё один исследовательский проект? Ответ можно увидеть в тех заявлениях по поводу облака, которые делают представители отрасли; в той спешке, с которой многие организации стремятся внедрять новейшие технологии; и в темпах развития и изменения технологий. Облако широко используется, но это в значительной степени обусловлено давлением рынка, при этом на управление документами и архивы обращается мало внимания.
Это иллюстрирует подборка цитат из публикаций основных отраслевых аналитиков – компаний Гартнер (Gartner) и International Data Corporation (IDC):
- «Стратегии использования облачных вычислений как предпочтительного решения (cloud-first) - основа для сохранения своих позиций в быстро меняющемся мире»;
- «Внедрение Облака в корпоративной среде действительно стало господствующей тенденцией: 68% компаний используют сейчас публичное или частное облако ... на 61% больше, чем в прошлом году ...»;
- «Чем больше масштабы внедрения облачных вычислений, тем выше степень получаемой деловой отдачи»;
- «В среднем в расчёте на одно развернутое в облаке приложение обследованные организации получают 3 млн. долл. дополнительной выручки ... [и] 1 млн. долл. сокращения затрат ...» (Mahowald et al., 2016)
Хотя ИТ-персонал, высшее руководство и политики могут жаждать прыжка в облако, ссылаясь на эффективность и финансовые выгоды, однако есть проблемы, которые необходимо решать. Чаще всего обсуждаются проблемы, «вращающиеся» вокруг данных, что отражает мышление, ориентированное на данные. Речь идёт о вопросах обеспечения безопасности данных и защиты персональных данных, о том, как обеспечить соблюдение законодательно-нормативных требований в случае передачи данных в другие юрисдикции, какие имеются гарантии непрерывности предоставления услуг и что делать в случае утечек данных. Сообщит ли Вам поставщик облачных услуг о произошедшей утечке, насколько быстро, и какие меры будут приняты для смягчения последствий?
Когда мы думаем с точки зрения управления документами, мы видим связанные с облачными вычислениями проблемы в ином свете. Мы храним документы в качестве свидетельств деятельности и как память о действиях, для обеспечения подотчетности - для этого мы должны доверять им. На языке архивной науки, мы доверяем документам в той степени, в которой можем доказать их аутентичность, надежность и точность. С точки зрения права (по крайней мере, в странах английского права), вопрос доверия изучается в рамках правил допустимости документальных доказательств. Способность представить доказуемую последовательность ответственного хранения (chain of responsible custody) является ключевым фактором в обоих случаях.
Проблемы, связанные с управлением документами, несколько отличаются от проблем, связанных с данными – документы являются таковыми в основном благодаря их контексту и наличию связей с их создателями; с операциями, в которых они участвовали или которые документировали; с другими документами, созданными в рамках той же деятельности – это то, что в архивной науке называется «архивной взаимосвязью» (archival bond). Соответственно, документо-ориентированное мышление требует постановки иных вопросов:
- Можно ли защитить и сохранить контекст документов?
- Можно ли доказать происхождение?
- Можно ли отследить сроки хранения и выполнить надлежащие действия по их истечении?
- Можно ли обеспечить во времени доступность и пригодность к использованию? и
- Можно ли соблюсти права интеллектуальной собственности?
- Как защитить конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни, одновременно обеспечивая доступ;
- Обеспечение безопасности;
- Предоставление доступа всем, признавая в то же время, что не у всех пользователей имеется надежный доступ к Интернету – «цифровое неравенство» (digital divide);
- Уважение прав интеллектуальной собственности и управление ими;
- Решение юрисдикционных проблем;
- Внимательное отношение к вопросам управления идентицирующей информацией, к деидентификации данных и их потенциальной нежелательной ре-идентификации;
- Понимание предполагаемых и непреднамеренных последствий анализа данных, включая предвзятость и профилирование.
- Поддерживать интеллектуальную свободу и сопротивляться цензуре;
- Защищать неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность;
- Признавать и уважать права интеллектуальной собственности.
Достоверность записей также зависит от надежности систем записей, в которых они создаются, управляются и хранятся. И поэтому это возвращает нас к облачным сервисам, которые соответствуют нашим стандартам как надежные системы записей?
Документы признаются заслуживающими доверия на основе презумпции их аутентичности и на основе оценки их надежности и точности. Доверие к документам также зависит от доверия к документным системам, в которых они создаются, поддерживаются и хранятся. И это возвращает нас к облаку - отвечают ли облачные сервисы стандарту доверенных документных систем?
Я собираюсь представить три инструмента, разработанных в ходе проекта InterPARES Trust, которые помогут принимающим решения лицам оценить преимущества и риски облачных услуг с точки зрения требований к управлению документами, основанных на архивной науке.
Инструменты, о которых я буду говорить сегодня, это
- Контрольный лист для оценки контрактов с поставщиками облачных услуг;
- Контрольный лист для оценки способности отслеживать в облаке сроки хранения и выполнять установленные действия по их истечении; И
- Базовое руководство (primer) по управлению документами, касающимися вовлечения граждан в инициативы «открытого правительства».
Для того чтобы контракт был инструментом доверия, его условия должны быть прозрачными, понятными и всеобъемлющими с точки зрения наших потребностей. Для этого требуется, чтобы мы с самого начала сформулировали наши потребности и требования. К сожалению, беспокоящие специалистов по управлению документами вопросы - такие, как защита аутентичности документов, отслеживание сроков хранения и выполнение установленных действий по их истечении, наличие метаданных, подтверждающих происхождение документов и непрерывную последовательность ответственного хранения - редко всерьёз заботят лиц, принимающих решения об аутсорсинге ИТ-функций в облако.
(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2018/05/3_31.html )
Коринн Роджерс (Corinne Rogers)
Комментариев нет:
Отправить комментарий