Данная заметка Джона Шеридана (John Sheridan – на фото) была опубликована 19 апреля 2018 года на блоге Национальных Архивов Великобритании. С ней также связан подкаст «Электронные архивы будущего» (Digital Archives of the Future), который можно прослушать здесь: http://media.nationalarchives.gov.uk/index.php/digital-archives-future/
В чём разница между архивом и хранилищем данных? Чем электронные архивы отличаются от других коллекций данных?
Возможно, самым важным отличием является интеллектуальный контроль (intellectual control), который для нас является одной из самых важных целей. Архив не только знает, какую информацию он хранит, но также располагает ключевыми знаниями об этих активах. Контекст каждого документа крайне важен для понимания как его исторической ценности, так и ценности в качестве юридического доказательства. Говоря словами известного социолога Элвина Уорда Гоулднера (Alvin Ward Gouldner), «Контекст - это наше всё».
Что значит иметь интеллектуальный контроль над электронным архивом? Наша «Электронная стратегия» (Digital Strategy, http://www.nationalarchives.gov.uk/about/our-role/plans-policies-performance-and-projects/our-plans/digital-strategy/ ) объясняет, что существует четыре вида полезности электронного архива для его пользователей: обеспечение долговременной сохранности, обеспечение взаимосвязи с контекстом (контекстуализация), представление и обеспечение возможностей для использования. Никакое другое учреждение не уделяет такое внимание контекстуализации своих материалов, как архив. Предоставление контекста - это наша архивная суперсила, придающая ценность информации, которая в противном случае была бы случайной, не прошедшей проверку на аутентичность.
Внутри электронной библиотеки на современных магнитных лентах
Традиционно существовало ключевое различие между историческим и архивным контекстами. Понимание исторического контекста документа заключается в знаниях о том, что происходило во время его создания; о том, как те события, которые он описывает или уточняет, вписываются в хронологическую последовательность событий. С точки зрения архива, это была задача историка - помочь Вам увидеть картину событий в целом, чтобы Вы могли понять, как в неё вписывается Ваша деталь головоломки.
Архивист может интересоваться историческим контекстом, но, по большому счёту, мы всегда считали, что его предоставление в задачи архива не входит. Наша задача заключалась в том, чтобы помочь пользователю документа в достаточной мере понять контекст его создания и использования, чтобы иметь возможность оценить его доказательную ценность. Кто его создал и каковы были роли этих лиц? Какое влияние и значение имел этот человек или учреждение? При каких обстоятельствах был создан документ, и с какой целью? Почему он был отобран на постоянное архивное хранение? Как история его ответственного хранения влияет на его ценность?
Это была та ключевая информация, которой архив обладал и которую он должен был выдавать пользователям документов. Мы всегда это делали посредством архивного каталога, основного инструмента для получения доступа к нашим документам - в каталоге содержатся сведения об информации, которые необходимы пользователям для её правильного понимания.
Электронные документы предъявляют к нам новые требования в том, что касается установления интеллектуального контроля над коллекцией:
Электронная стратегия Национальных Архивов Великобритании на 2017-2019 годыНам нужно переосмыслить то, как мы предоставляем сведения о контексте. Описания контекста какого рода мы должны предоставить пользователям наших электронных документов? Какие метаданные нам нужно собрать у людей, которые создают электронные документы, в тот момент, когда эти документы поступают в архив? Насколько много деталей нам следует установить и зафиксировать самостоятельно путем обработки этих документов, с тем, чтобы обогатить описания и контекстуализировать документы?
«Мы переосмыслим наш подход к описанию и контекстуализации электронных документов. Нам необходимо внедрить совершенно новый подход к описанию документов, основанный на потребностях пользователей ... Нам нужно изучить возможности разрыва жесткой связи между отдельными документами и описанием, и попытаться найти более гибкие подходы.»
Мы опубликовали документ с изложением нашей позиции ( http://www.nationalarchives.gov.uk/about/our-role/plans-policies-performance-and-projects/our-plans/our-digital-cataloguing-practices/ ), в котором рассказано об эволюции и текущем положении дел с практикой каталогизации электронных документов в Национальных Архивах. Также описаны наш подход и некоторые из проведенных к настоящему времени работ. В частности, в документе сказано о новом статусе и значении описания контекста для электронного архива:
«Практики каталогизации электронных документов в Национальных Архивах» (Digital Cataloguing Practices at The National Archives), март 2017, http://www.nationalarchives.gov.uk/documents/digital-cataloguing-practices-march-2017.pdfБолее подробно о нашей точке зрения на модели метаданных и их происхождение Вы можете узнать из недавно опубликованного поста «Семь столпов метаданных», см. http://blog.nationalarchives.gov.uk/blog/digital-archiving-seven-pillars-metadata/ - перевод на русский язык доступен пол адресу https://rusrim.blogspot.ru/2018/04/blog-post_19.html - Н.Х.
«Как изначально-электронные, так и оцифрованные документы сталкиваются с новой общей для них экзистенциальной проблемой: свойства документа, имеющие отношение к его достоверности, подотчетности, аутентичности и целостности – одним словом, к его «документности» - не присутствуют в самом электронном объекте, а отражены в сопровождающих его метаданных, которые становятся неразрывно связаны с ним. В результате метаданные становятся частью документа.»
(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2018/05/2_31.html )
Джон Шеридан (John Sheridan)
Источник: Блог Национальных Архивов Великобритании
http://blog.nationalarchives.gov.uk/blog/digital-archiving-context-everything/
Комментариев нет:
Отправить комментарий