среда, 14 декабря 2016 г.

Ответная речь Адриана Брауна на церемонии вручения ему премии им. Эммета Лихи за 2016 год, часть 1


Продолжая рассказ о вручении директору Парламентских архивов Великобритании (Parliamentary Archives) Адриану Брауну (Adrian Brown – на фото) престижной премии им. Эммета Лихи за 2016 год, предлагаю вниманию читателей перевод ответной речи лауреата.

Номинация и присуждение данной премии стали для меня огромным сюрпризом, и я хотел бы поблагодарить Комитет по присуждению премии им. Эммета Лихи (Emmett Leahy) за эту честь. Для меня огромная честь стать членом группы выдающихся коллег – лауреатов премии Лихи.

Мне очень повезло в том, что моя трудовая жизнь совпала по времени с появлением электронной сохранности в качестве новой дисциплины, которая вывела нас за границы привычного ландшафта архивной и библиотечной наук - в странные, захватывающие, а иногда и загадочные края. Это было приключение, которое, для меня, охватило такие разнообразные области, как археология, архивное дело и информационные технологии; а также проблемы обеспечения электронной сохранности разнообразных материалов, начиная от законодательных актов и до флеш-игр, данных геофизической разведки и моделей виртуальной реальности. Для меня было огромной привилегией получить возможность сыграть определенную роль в изучении и нанесении на карту этого богатого нового мира, и я был лишь одним из многих. Я в большом долгу перед рядом руководителей, которые доверяли мне и предоставляли ресурсы и полномочия, необходимые для участия в таком новом рискованном предприятии. Я также многим обязан щедрости, энтузиазму и мудрости моих коллег-исследователей - эта награда посвящается им. Это был именно тот случай, когда успех дела зависел от сотрудничества и взаимный усилий.

Когда я впервые начал разбираться с проблемами электронной сохранности в середине 1990-х годов, специалист действительно мог прочитать практически все, что было написано на эту тему, знать обо всех основных инициативах и о тех, кто работает в этой области. Определенным показателем успеха дисциплины является то, что сегодня всё это невозможно. Электронная сохранность прошла долгий путь, она перешла от теории к практике, от экспериментов и пилотных проектов к надежным инструментам и услугам коммерческого класса, от лабораторий к повседневной деловой деятельности. Она привлекла интерес и содействие правительств, коммерческих поставщиков, учреждений памяти, учреждений     высшего образования и повышения квалификации, финансирующих органов и частного сектора. Но хотя мы можем оглянуться назад с гордостью и удовлетворением за то, что уже достигнуто, куда большая работа ждёт нас впереди.  Предстоит решить множество серьёзных задач – вероятно, ряд самых трудных проблем ещё остаются нерешёнными. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы высказать несколько кратких соображений о некоторых из этих проблем и перспективах их решения.

Сообщество специалистов электронной сохранности очень сильно выиграло благодаря  разнообразию своих членов, представляющих различных сектора кураторской деятельности, управления информацией, ИТ и академическую науку, и их знаний и навыков, Это хорошо помогало взглянуть на сложные проблемы с новых точек зрения. Однако в результате может также появиться неуверенность в том, к какой области относится электронная сохранность – и как дисциплина, и как набор знаний и навыков, в сравнении с более устоявшимися областями. Следует ли нам обучать новые поколения архивистов и библиотекарей навыкам курирования электронных материалов, или же лучше давать ИТ-специалистам знания в области архивного дела? Нужна ли нам новая профессия кураторов электронных материалов («электронных кураторов»), возможно, аналогичная консерваторам/реставраторам, или же все кураторы должны приобрести электронные навыки?

Ответ на этот вопрос, конечно же, «И то, и другое» - электронное курирование должно стать частью базового набора знаний и навыков всех профессионалов в области управления информацией, позволяя тем, у кого есть такая склонность, специализироваться дальше. Но одного этого недостаточно - мы должны также вовлечь и заручиться помощью специалистов по технологиям, педагогов, средства массовой информации и исследователей; и мы должны повсеместно внедрить идею о том, что хорошее управление электронной информацией является необходимым условием хорошего управления в целом.

Уже достигнут большой прогресс: навыки электронного курирования теперь признаются и соответствующее обучение проводится как отдельно, так и в качестве ключевого элемента получения профессиональной квалификации в области управления информацией, а стажировки все чаще предлагаются как способ получения важнейшего опыта работы. Существует также широкий спектр отличных вариантов профессиональной подготовки. Мы должны и дальше сохранять набранный темп, в особенности путем расширения возможностей для стажировки, используя их для привлечения специалистов из максимально разнообразных дисциплин, владеющих различными навыками. Нужен активный диалог между преподавателями и работодателями, обеспечивающий получение новым поколением библиотекарей и архивистов знаний и навыков, которые потребуются на их первых рабочих местах. Мы также должны делать больше для включения базового ознакомления с электронной сохранностью в программы обучении и повышения квалификации будущих создателей контента и руководителей, независимо от их вида деятельности.

Ещё одним показателем зрелости дисциплины является её подход к этике и профессиональной хорошей практике. В сферах традиционной консервации и управления информацией существуют давно сложившиеся этические кодексы и стандарты, основанные на ключевых принципах, таких, как
  • защита целостности и аутентичности объекта;

  • использование строго научного подхода, опирающегося на изучение, доказательства и тестирование;

  • минимальное вмешательство;

  • обратимость;

  • полная документация;

  • соблюдение нормативно-правовых требований;

  • прозрачность;

  • повышение квалификации; и

  • кооперация и коллективная работа.
Хотя многие из этих принципов неявно восприняты и применяется в электронной сохранности, до настоящего времени было сравнительно немного исследований, явно направленных на изучение их применения в электронно-цифровой сфере, - помимо очень  высокоуровневых положений таких документов, как Хартия ЮНЕСКО об обеспечении сохранности электронного наследия (UNESCO Charter on the Preservation of the Digital Heritage – официальный русский текст доступен по адресу http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001331/133171r.pdf#page=89Н.Х. ).

Имеются заслуживающие внимания исключения, такие как разработка этического кодекса Электронным хранилищем Ирландии (Digital Repository of Ireland), но более широкое обсуждение и анализ этических проблем электронной сохранности чрезвычайно способствовали бы консолидации и кодификации растущих объёмов практического опыта и формирующейся хорошей практики; а также помогли бы реализовать положения недавно опубликованных Рекомендаций ЮНЕСКО об обеспечении сохранности и доступности документального наследия, в том числе в цифровой форме (UNESCO Recommendation Concerning the Preservation of, and Access to, Documentary Heritage Including in Digital Form – официальный русский текст Рекомендаций доступен по адресу http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002339/233916R.pdf  ; о них см. также http://rusrim.blogspot.ru/2015/11/blog-post_39.html - Н.Х.).

Такие обсуждение и анализ также обеспечили бы контекст, определяющий рамки важных продолжающихся дискуссий по различным аспектам методологии. Например, очень много было дискуссий о важности проверки структуры файлов на соответствие спецификациям файлового формата, и о том, в какой степени во время принятия материалов на хранение хранилища должны вмешиваться с тем, чтобы исправить файлы, которые не удается в полной мере обработать с помощью инструментов характеризации. Потенциальные последствия такого вмешательства и сопутствующие этические вопросы недавно были очень ярко проиллюстрированы Эльвией Арройо-Рамирес (Elvia Arroyo-Ramirez) на конференции Специальной тематической группы по вопросам обеспечения сохранности и архивации (Preservation and Archiving Special Interest Group, PASIG, http://www.pasignyc.org/ ) 2016 года в Нью-Йорке, в связи с неспособностью многих инструментов поддерживать диакритические символы испанского языка в именах файлов. Такие проблемы подчеркивают необходимость отвлечься порой от деталей и вернуться к основным принципам, заново рассмотрев вопрос о том, «почему»  мы что-либо делаем, а не только «как».

Чтобы электронная сохранность распространилась повсеместно, нам нужно гораздо больше сделать для того, чтобы она стала привлекательной и доступной там, где сейчас уровень внедрения низкий – например, в частном секторе, в сравнительно небольших организациях и в развивающихся странах. Нам нужно снизить входные барьеры и культивировать желание и решимость их преодолеть. Это означает, что нам придётся разработать изощренные подходы к определению того, что  есть «хорошо», признавая, что под это определение может подпадать целый спектр возможностей, и что нам нужен более совершенный набор инструментов, помогающих организациям определить соответствующие целевые операционные модели и пути их реализации.

Традиционно мы рассчитывали, что эту реперную точку нам обеспечат стандарты и схемы сертификации, но сейчас модели зрелости начинают использоваться в качестве дополняющего подхода. Модели зрелости позволяют организациям оценить свои возможности и способности в той или иной области. Одной из их привлекательных особенностей является то, что они предлагают богатую оттенками, многогранную точку зрения на способности, признающую различия в потребностях как внутри организации, так и между организациями. Такие модели дают нам возможность определить не только детализированный ряд процессов, которые совместно образуют определенную способность, но также и градации этой способности для каждого из этих процессов на протяжении пути, который начинается с осознания необходимости завить способность, проходит ряд этапов её приобретения и завершается реализацией данной способности на практике. Сама способность может быть реализована на разных уровнях сложности и изощренности, начиная от минимального базового уровня и до оптимального процесса, который в опережающем порядке отслеживает эффективность и обеспечивает непрерывное совершенствование.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2016/12/2016-2.html )

Адриан Браун (Adrian Brown)
ноябрь 2016 г.

Источник: сайт комитета по присуждению премии Лихи
https://www.emmettleahyaward.org/adrian-brown.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий