вторник, 26 мая 2015 г.

Отвечаю на вопросы по поводу передачи документов акционерных обществ на государственное архивное хранение, часть 2


(Продолжение, начало см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/05/1_25.html )

Вопрос: Не могли бы Вы пояснить: акционерные общества держателем 100 % акций которых является государство, тоже относятся к негосударственным организациям?

Государство является в данном случае таким же акционером и обладает такими же правами, что и другие акционеры общества. Государство, в частности, вправе в любой момент полностью или частично продать принадлежащие ему акции. Государство не является собственником документов акционерного общества - ими владеет само общество, а это означает, что все правоотношения в вопросах архивного хранения документов нужно решать на основе законодательства об акционерных обществах.

С моей точки зрения, владение государством контрольным пакетом в акционерном обществе - это лишь повод провести экспертизу ценности документов такой организации и определить, имеют ли ее документы историческую, научно-практическую ценность. На основе результатов такого анализа и следует принимать решения о включении общества в списки источников комплектования.

Вопрос: Распространяется ли на акционерные общества держателем 100 % акций которых является государство, пункт 10 статьи 23 125-ФЗ? И еще, договор в этом случае должен быть возмездным или нет?

Да, на них распространяется п.10 ст.23 закона 125-ФЗ. Это связано со следующим: при передаче на хранение документов акционерных обществ, помимо самого факта передачи, требуется урегулировать ряд гражданско-правовых вопросов. Сделать это можно только в договоре:
  • Поскольку акционерные общества – организации коммерческие, их документы являются их собственностью. Поэтому необходимо урегулировать вопрос о праве собственности на документы. Чаще всего договором право собственности передается государству, но оно может и не передаваться.

  • Именно в договоре устанавливается, на какой основе - возмездной или безвозмездной - передаются на государственное хранение документы коммерческой организации.

  • В договоре могут быть также оговорены и иные условия использования документов в научном и деловом обороте, ограничение доступа к документам и т.д.
Законодательством не урегулирован вопрос о передаче документов таких акционерных обществ на безвозмездной основе, так что, по логике, они также должны платить за хранение документов в государственных архивах.

Вопрос: В статье 129 127-ФЗ, на мой взгляд, не совсем корректная формулировка о документах должника, подлежащих обязательному хранению. Что такое обязательное хранение? Хотя я не совсем согласна с Вами, что законодательно-нормативные акты по этим вопросам не приняты. Разве 125-ФЗ не об этом? (описано, что должно передаваться) и сейчас готовится Правила организации.... в учреждениях (в каком виде должно передаваться).

Как я понимаю, Вы имеете в виду следующее требования закона «О несостоятельности (банкротстве)»:
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего

2. Конкурсный управляющий обязан:

- передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Я бы здесь обратила внимание на другое требование: должны быть определены порядок и условия передачи документов на хранение. Согласитесь, что порядок передачи должен быть описан достаточно подробно, в противном случае мы так и будем спорить о том, кто прав, а кто виноват в сложившейся ситуации, и надеяться на то, что сложится установившаяся судебная практика. Условия же передачи до сих пор так и не установлены.

Отмечу, что формулировка «подлежащие обязательному хранению» встречается не только в законе о банкротстве. Сейчас тенденцией является замена этого термина в законодательстве. Федеральный закон от 4 октября 2014 №289-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2014/09/blog-post_30.html ) заменил его на формулировку «документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации», которая, . с моей точки зрения, более корректная:
Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Было: ... Ликвидационная комиссия обязана передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России.

Стало: … Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России.
Вопрос: … и сейчас готовится Правила организации.... в учреждениях (в каком виде должно передаваться).

Действительно, сейчас готовятся «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях». Но у меня есть большие сомнения в том, что они смогут решить те проблемы, которые мы сейчас обсуждаем. Вот что по обсуждаемому вопросу удалось обнаружить в проекте Правил, размещенном на сайте Росархива ( http://archives.ru/sites/default/files/project-2014-pravila-archive.pdf ):
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях

1.2. Правила распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные организации – источники комплектования государственных и муниципальных архивов, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации.

Правила также распространяются на негосударственные организации, включенные на основе договоров в списки источников комплектования государственных и муниципальных архивов.

2.8. ... Документы постоянного хранения и по личному составу ликвидированных организаций в упорядоченном состоянии передаются на хранение в соответствующий государственный (муниципальный) архив.

6.2. Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в деятельности государственных и негосударственных организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, могут передаваться в государственные (муниципальные) архивы на основании договоров с собственниками или владельцами документов.

6.5. Досрочная передача документов на постоянное хранение может быть осуществлена при отсутствии необходимых условий для обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, при угрозе утраты (уничтожения) документов, а также по просьбе организации на основании договора с государственным (муниципальным) архивом.
Сразу отмечу, что негосударственные организации, не заключившие с архивами договор о включении их в источники комплектования, соблюдать Правила не обязаны. Кроме того, правомочность применение этих Правил в отношении акционерных обществах и других организаций, порядок и сроки хранения документов в которых устанавливает Банк России, также вызывает сомнения – если, конечно, Росархив неожиданно не проявит несвойственного ему понимания вопросов права и не договорится с Банком России, чтобы тот своим распоряжение ввёл Правила как обязательные для подконтрольных тому организаций.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/06/3.html )

1 комментарий:

  1. Уважаемая Наталья.
    Если в договоре прописывать передачу документов в собственность, например муниципалетета. То возникает вопрос за что тогда платить ликвидатору. За хранение документов муниципальной собственности?)) Основная сумма вытикает как раз из расчета хранения за год помноженое на количесиво лет требующих сохранят дела. Речь конечно же о документах временного срока хранения, включая личный состав.
    И Вы так и не ответили на вопрос, что делать с документами, когда договор заключать не с кем - отсутствуют уполномоченные лица.

    ОтветитьУдалить