понедельник, 25 мая 2015 г.

Отвечаю на вопросы по поводу передачи документов акционерных обществ на государственное архивное хранение, часть 1


17 мая 2015 года на моем блоге был размещен пост «Позиция Росархива по вопросу передачи документов негосударственных организаций на хранение в государственные и муниципальные архивы» (см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/05/blog-post_74.html ). В нем речь шла о письме Федерального архивного агентства от 11 декабря 2014 года № 2/2342-А, в котором то изложило свою позицию по вопросу о судьбе документов негосударственных организаций. В комментариях к этому посту коллеги задали мне ряд интересных вопросов, на которые я сейчас постараюсь ответить.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, почему Порядок передачи документов в архив, предусмотренный постановлением ФКЦБ РФ от 16 июля 2003 года N 03-33/пс, в отношении обществ с ограниченной ответственностью применен быть не может, т.к. «его действие распространяется только на документы открытых и закрытых акционерных обществ?

Постановление ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ» действительно распространяется только на акционерные общества.
1.2. Действие Положения распространяется на документы открытых и закрытых акционерных обществ, указанные в пункте 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в том числе на решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения и (или) дополнения в решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, зарегистрированные регистрирующими органами, описи документов общества, передаваемых на постоянное хранение в архив общества, акты выделения документов общества к уничтожению.
Этот документ и был разработан в соответствии с требованиями закона об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью таких норм не содержит.

Вопрос: Разве ОАО и ЗАО не являются негосударственными организациями? Мне кажется, что данный пункт постановления не может быть применен потому, что действует статья 23 125-ФЗ, где говорится в целом о негосударственных предприятиях, без различия их организационной формы.

Российское архивное законодательство состоит не только из одного закона «Об архивном деле». Это целый комплекс законодательно-нормативных актов, которые в совокупности и создают правовую основу для регулирования вопросов архивного дела.
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «Об архивном деле в Российской Федерации»

Статья 2. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации

1. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона.
Если какими-либо отраслевыми законами устанавливаются иные, отличные от закона об архивном деле требования, то основными для данной отрасли считаются именно они. Одно из положений закона «Об акционерных обществах» гласит:
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Статья 89. Хранение документов общества

2. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.
Именно поэтому положения закона «Об архивном деле» применяются в отношении акционерных обществ только в тех случаях, когда они не противоречат требованиям отраслевого закона.

В законе «Об архивном деле» есть положения о передаче документов ликвидированных акционерных обществ на хранение в государственные и муниципальные архивы:
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «Об архивном деле в Российской Федерации»

Статья 23. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами

10. При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Суды при рассмотрении споров по этому вопросу активно ссылаются на следующие положения п.10 ст.23 этого закона:
  • В архив должны быть переданы документы, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли;

  • Передача документов осуществляется на основании договора между ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.
Обратите внимание, что эти требования сформулированы недостаточно четко, и это сразу же вызывает вопросы, а на практике - ожесточенные судебные споры.

Согласитесь, что устанавливать требования о передаче на государственное хранение документов временного срока хранения не совсем правильно. Этих документов может быть очень много, и у архивов просто нет места для их хранения. В данном вопросе архивное законодательство требует, с моей точки зрения, доработки и конкретизации.

То же самое требуется и в отношении установленного законодательством порядка передачи документов на архивное хранение. Как мне кажется, недостаточно было установить, что документы нужно передавать «по договору». Следовало четко указать на платность хранения документов негосударственных организаций в архивах. Этого сделано не было, поэтому сейчас идут постоянные судебные споры о том, какого рода договор должен заключаться.

При этом практика показывает, что если у конкурсного управляющего есть средства на обработку и передачу документов на хранение, он, как правило, и не пытается передать документы безвозмездно. Однако если у организации-банкрота денег на счетах нет, а передать документы на хранение конкурсный управляющий тем не менее обязан – вот тут и начинаются судебные тяжбы.

С моей точки зрения, в законе об архивном деле необходимо, проанализировав правоприменительную практику, установить алгоритм действий по обеспечению сохранности документов организации-банкрота, который бы регулировал основной вопрос: кто будет оплачивать хранение документов. Без этого мы никогда не сдвинемся с мертвой точки.

Хочу также отметить, что издаваемые Росархивом и Минкультуры нормативные документы в отношении порядка и сроков хранения документов не являются нормативными в отношении акционерных обществ, поскольку это сфера компетенции Банка России.

На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим порядок хранения документов акционерных обществ, является постановление ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ». Документ это очень давний, содержащий много противоречивых, а иногда и просто неисполнимых требований. Пока у Банка России не дошли руки до разработки нового, более современного и отвечающего требованиям времени нормативного акта.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/05/2_26.html )

1 комментарий:

  1. Анонимный25 мая 2015 г., 20:53

    Уважаемая Наталья Александровна!
    Спасибо за Ваши разъяснения.
    Если я правильно понимаю, то у нас имеется как минимум 3 нормативных акта (2 из которых - законы), которые дают два разных варианта передачи дел акционерных организаций:
    1- 125-ФЗ, ст.23 п.10 - архивные документы включенные в АФ РФ, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли;
    2- постановление ФКЦБ РФ от 16 июля 2003 года N 03-33/пс , где 2 варианта в зависимости от наличия договора с архивом (есть договор - документы АФ РФ и л/с, нет договора - только л/с), но ни в одном из них нет документов временного хранения, сроки которых истекли;
    3- 127-ФЗ ст.129 - где конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (и тут догадайся сам, кто они - эти ФЗ и НПА), но я так понимаю, что все-таки это 2-й вариант, т.е. постановление ФКЦБ РФ. В этой связи вопрос с времянкой остается открытым, т.к. в постановлении о времянке ни слова, а в 125-ФЗ - четко сказано, что времянка должна быть передана в архив.
    Насчет платного договора полностью согласна: к тому же тут примешивается и коррупционный фактор, т.к. одни организации принимаются за деньги, а другие - бесплатно , на что прокуратура тут же делает стойку. И проще принять все бесплатно, чем объясняться, чем ты руководствовался принимая решение об оплате или нет хранения документов.
    С уважением, Елена

    ОтветитьУдалить