пятница, 8 мая 2015 г.

Новая Зеландия: Обеспечение электронной сохранности как услуга


Данная статья заместителя директора Национальной электронной библиотеки в составе Национальной библиотеки Новой Зеландии Стива Найта (Steve Knight – на фото) была опубликована 30 марта 2015 года на сайте Национальной библиотеки. Ниже приведен перевод её избранных фрагментов.

Это заметка написана на основе доклада, сделанного на конференции eResearch NZ 23 марта 2015 года.

Мой комментарий: сайт конференции, посвященной вопросам «электронной науки», здесь: https://ernz2015.eresearch.org.nz/conference/eresearch-nz-2015 . Программа конференции доступна по адресу https://ernz2015.eresearch.org.nz/sites/default/files/ernz2015_programme_linked.pdf .

«Электронная сохранность как услуга» (Digital Preservation as a Service, DPaaS) является совместным проектом Национальной библиотеки Новой Зеландии и Архивов Новой Зеландии. На текущем этапе проекта изучается спрос / потребность в едином для всей страны подходе к обеспечению долговременной сохранности электронного наследия (электронной сохранности - digital preservation), опирающемся на уже сделанные государством инвестиции в Библиотеку и Архивы.

Что такое «электронная сохранность»?

Это:
  • «Активное управление электронным контентом во времени с тем, чтобы обеспечить постоянный доступ к нему» (Библиотека Конгресса США)

  • «Последовательность управляемых действий, необходимых для обеспечения непрерывного доступа к электронным материалам до тех пор, пока этом есть необходимость» (Коалиция по электронной сохранности DPC)

  • Несмотря на «устаревание всего» (Michael Factor)
В то же время:
  • Резервное копирование и мероприятия по обеспечению непрерывности деловой деятельности и её восстановлению в случае катастроф не являются способами обеспечения электронной сохранности – поскольку это выполняемые в краткосрочной перспективе деловые функции, обеспечивающие «непрерывность деятельности организации, обращая при этом особое внимание на возможность восстановления данных в их нынешнем состоянии» (Маршал Бридинг (Marshall Breeding)),  а также текущее использование данных.

    Резервное копирование и меры по восстановлению в случае катастроф не обеспечивают, в длительной перспективе, наличие необходимого для доступа к файлам программного обеспечения, обработку устаревших файловых форматов, решение правовых вопросов, а также вопросов, связанных с аутентичностью, происхождением, контекстом  семантическим пониманием.

  • Электронная сохранность не ограничивается исключительно вопросами доступа или «открытого доступа» - хотя в электронной среде обеспечение электронной сохранности необходимо для постоянного доступа – поскольку «без долговременной сохранности не будет никакого доступа, открытого или какого-то ещё» (Рабочая группа «Голубая лента» по устойчивому обеспечению долговременной сохранности и доступа - Blue Ribbon Task Force on Sustainable Digital Preservation and Access, http://blueribbontaskforce.sdsc.edu/about.html );

  • Электронная сохранность – это не то, что можно сделать «в последний момент» (Эдвард Коррадо (Edward M. Corrado))
Для обеспечения электронной сохранности требуется взаимодействие со всеми процессами и процедурами организации и наличие организационной поддержки в плане выделения соответствующих ресурсов, как кадровых, так и финансовых и материальных. Этот вопрос должен иметь значение для всех.

Электронная сохранность в Новой Зеландии

Для Новой Зеландии обеспечение электронной сохранности не является новой проблемой; правительство уже потратило 40 миллионов новозеландских долларов (31 млн. долл. США по текущему курсу – Н.Х.) на финансирование этой деятельности в Национальной библиотеке и архивах Новой Зеландии. Тем не менее, мы пока не знаем природу или степень риска для электронных материалов на национальном уровне. С течением времени проблемы жизнеспособности будет лишь увеличиваться в объеме и сложности.

Учитывая, однако, возможность экономии за счет масштабов и текущие государственные инвестиции, у Новой Зеландии имеется очень редкая возможность создать модель электронной сохранности на национальном уровне. Наш проект «Электронная сохранность как услуга» (Digital Preservation as a Service, DPaaS) должен обеспечить свор сведений о потребностях и подтвердить необходимость в общенациональном подходе к сохранению электронного наследия.

Электронная сохранность как услуга (DPaaS)

Из прочих учреждений в Новой Зеландии лишь очень немногие будут располагать финансовыми и кадровыми ресурсами для выполнения проектов в области электронной сохранности. Общенациональный подход:
  • Обеспечит долговременную сохранность более широкого круга социальных, культурных, научных и экономических электронных активов Новой Зеландии;

  • Позволит получить максимальную отдачу от уже сделанных инвестиций;

  • Сократит затраты на дублирующие проекты;

  • Будет способствовать стратегическому реагированию на проблемы, касающиеся использования и повторного использования данных. - В настоящее время существует вполне реальный диссонанс между риторикой по поводу использования и повторного использования и необходимостью решать проблему долговременной живучести электронных активов, требуемых для обеспечения этого самого использования и повторного использования.
Электронная сохранность становится всё более важным делом для государства, в том числе в качестве вопроса национальной информационной политики.

Почему это хорошая идея?

Услуги, обеспечивающие расширенный доступ к электронной информации, являются в настоящее время ключевыми для социального, культурного и экономического благополучия нации. Их развитие – это фундаментальная составляющая эффективно функционирующей электронной среды на национальном уровне.

Создание фундамента, поддерживающего надежный и хорошо интегрированный доступ к документальным свидетельствам деятельности государства и общества в целом, важно как для широкой общественности, так и для государства.

Действуя в национальном масштабе, мы можем обеспечить отсутствующие в данный момент возможности и потенциал для электронной сохранности. Это критически-важно для стратегии и направлений деятельности центрального правительства – таких, например, как использование электронных технологий в качестве основного варианта (digital by default), совместные инвестиции и коллективное использование ресурсов, а также осознание информации как актива и соответствующее управление ею.

Как только мы освоим этот масштаб, мы также сможем обеспечить лучшую поддержку для общества в целом, включая управление информацией и долговременную сохранность активов. Мы сможем сделать это дешевле, более эффективно и более продуктивно.

Стив Найт (Steve Knight)

Источник: сайт Национальной библиотеки Новой Зеландии
http://natlib.govt.nz/blog/posts/digital-preservation-as-a-service 

Комментариев нет:

Отправить комментарий