понедельник, 18 мая 2015 г.

Система управления архивным делом нашей страны: Что от неё останется в ближайшем будущем?


Разрушение единой системы организации архивного дела началось с принятия в 2004 году федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», когда единый Архивный фонд страны был разделен на три части и было проведено разграничение прав собственности на архивные документы между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями. В результате региональные органы управления архивным делом стали частью региональной системы государственного управления, а Федеральное архивное агентство утратило возможность ими управлять. Единственное, что оно могло делать – давать им методические рекомендации.

Мой комментарий: Архивная отрасль своей отлаженной централизованной системе управления, в первую очередь, была обязана органам МВД (НКВД СССР), под чье попечение она была передана в 1938 году. Тогда Центральное архивное управление было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР.

Подведомственность и правовое положение Главного архивного управления изменилось только в 1960 году, когда Управление было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР и получило название Главного архивного управления при Совете Министров СССР (ГАУ СССР, позднее — Главархив СССР).


Тенденция ликвидации самостоятельных управленческих структур, отвечающих только за архивную деятельность, наметилась уже давно. По данным Росархива, на 1 января 2013 года в России действовало 82 уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела. Из них 63 реализовывали полномочия только в области архивного дела, а 19 (т.е. 23%) реализовывали полномочия также и в иных областях государственного (муниципального) управления (см. http://archives.ru/reporting/indicators/2013-svedenya-o-seti.shtml ).

За 2013 год в пяти регионах страны самостоятельные органы власти в области управления архивным делом были ликвидированы. На 1 января 2014 года в России действовало 58 органов управления, занимавшихся исключительно вопросами архивного дела, и 24 (29%) со «смешанными» полномочиями (см. http://archives.ru/reporting/indicators/2014-svedenya-o-seti.shtml ).

Секвестр бюджетов на 2015 год в регионах поставил перед их руководством задачу «оптимизации численности» региональных органов управления, как сейчас модно называть сокращения штатов. Началась очередная «перекройка» государственных структур и ликвидация «малозначимых» (с точки зрения руководства), с передачей их функций оставшимся органам государственной власти.

С конца 2014 года в ряде регионов началась ликвидация управлений по делам архивов как самостоятельных органов власти.

Распоряжением губернатора Хабаровского края № 585-р от 17 ноября 2014 года «О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края» управление записи актов гражданского состояния и управление по делам архивов были реорганизованы в форме слияния. Был создан Комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства края, на который теперь возложена «реализация государственной политики в сфере отдельных вопросов семейного права и в области архивного дела на территории края».

Это не первый случай, когда объединяют ведомства, исполняющие, с моей точки зрения, трудносовместимые функции. Указом губернатора Тульской области от 29 декабря 2012 года № 214 (ред. от 23.01.2013) «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» министерству образования Тульской области были переданы функции по проведению государственной политики в сфере образования, архивного дела.

Постановлением Калининградской областной Думы от 27 ноября 2014 года № 347 «О внесении изменений в Постановление областной Думы от 26 апреля 2012 года № 105 «О согласовании структуры органов исполнительной власти Калининградской области» Архивное агентство области было реорганизовано путем присоединения к Министерству культуры области, которое будет организовывать работу по реализации в области «государственной политики в сфере культуры и архивного дела, определению целей и приоритетов духовного, эстетического воспитания населения, развития профессионального искусства, сохранения историко-культурного наследия, музейного и библиотечного дела, народного творчества, кинопроката, профессионального среднего и дополнительного образования (в сфере культуры), развития международных, межнациональных, межрегиональных культурных связей».

Для справки: Архивное агентство в структуре органов исполнительной власти области было создано постановлением Калининградской областной Думы от 19 апреля 2011 № 23. До октября 2005 года в регионе существовал комитет по делам архивов администрации области, который Указом Губернатора от 3 октября 2005 года № 55 «О реализации Указа Губернатора Калининградской области от 30 сентября 2005 года № 1 «О структуре органов исполнительной власти Калининградской области» был реорганизован в форме слияния в Министерство культуры области.

22 апреля 2015 года состоялось расширенное заседание комитета по науке, образованию и спорту Народного Собрания (Парламента) республики Ингушетии по вопросу слияния Государственной архивной службы с Министерством культуры республики. На этом заседании было сообщено, что Архивная служба Ингушетии «намеревается искать возможность для сокращения на 10% расходов по содержанию штата сотрудников». Более важным было сообщение о том, что Министерство финансов республики представило расчеты, которые показали, что «реорганизация не даст значительной экономии бюджетных средств». В парламенте было высказано мнение о том, что объединение двух ведомств «потребует создание в системе Минкульта дополнительного управленческого аппарата, не имеющего опыта и необходимой квалификации в данной сфере».

Мой комментарий:
«Зоопарк» ведомств, занимающихся архивным делом в регионах, с моей точки зрения, ни к чему хорошему не приведет. У региональных ведомств, помимо своего непосредственного начальства, которое их финансирует и контролирует, появляется куча федеральных «кураторов», у каждого из которых есть свои интересы и свои «хотелки». В результате у семи нянек архивное дело может оказаться «без глазу».

Если объединение архивных ведомств и министерств культуры выглядит достаточно логичным, поскольку даже на федеральном уровне архивное агентство подчиняется Министерству культуры, то слияние с некоторыми другими ведомствами вызывает немало вопросов.

Источник: Консультант Плюс / Сайт Народного Собрания (Парламента) Республики Ингушетия / Сайт Архивы Хабаровского края
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW044 
http://archive.khabkrai.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=5&Itemid=49 http://parlamentri.ru/press-centr/novosti/2226-22-04-2015g-zh-ausheva-reorganizatsiya-arkhivnoj-sluzhby-dolzhna-prokhodit-s-uchetom-ejo-osobennostej.html 

3 комментария:

  1. Ничего от неё не останется. Такое ощущение, что это никому и не нужно. Беда даже не в том, что органы управления архивным делом присоединяют к другим органам управления, а в том, что те, к кому они присоединены в принципе не понимают зачем нужны архивы и чем они там занимаются. Для них их отрасль более важная и нужная. Что делается в муниципальных образованиях даже говорить не хочется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. согласна... еще печальнее от того, что в прошлом веке была борьба с ведомственностью, а сегодня только в архивах при ведомствах и мощных коммерческих структурах еще что-то двигается, и хоть как-то платится за работу...

      Удалить
  2. Архивист это звучит тускло.
    Когда твоя работа неценится и неуважается это очень печально.

    ОтветитьУдалить