среда, 19 ноября 2014 г.

C 2015 года в России вводится новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг


С 1 января 2015 года в налоговое законодательство Российской Федерации вводится институт налогового мониторинга. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Новый вид налогового контроля введен федеральным законом от 5 ноября 2014 года № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса российской федерации» (см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&FB2C0740BF0287BA43257CE4005D067D ) отмечается:
«Суть проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения.»
Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию (ст. 105-26 п.1)

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга (ст. 105-26 п.2).

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении ряда условий (ст. 105-26 п.3), связанных с финансовой деятельностью организации (речь идет только о крупнейших налогоплательщиках – Н.Х.).

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации) в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости (ст. 105-26 п.5).

Возникает вопрос о том, какую же выводу получают налогоплательщики, если соглашаются на налоговый мониторинг. За период, за который проводится налоговый мониторинг:
  • Камеральная налоговая проверка не проводится (ст.88 п.11),

  • Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки (ст.89 п.5-1).
В Кодексе установлены исключения, которые связаны с нарушением правил и сроков представления налоговых деклараций, досрочного прекращения налогового мониторинга и т.п.

В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечается, что «данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.»

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (ст. 105-27 п.1).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года принимает решение о проведении налогового мониторинга либо решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней (ст. 105-29.).

Мой комментарий: Напомню, что в Налоговом Кодексе определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. В данном случае, срок исчисляется в рабочих днях.
Для справки: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случае, если налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение (п.2).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (п.3).

Кодексом установлен порядок представления оформления истребованных документов (п.4), аналогичные требованиям статьи 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки». Документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования (п.5).

В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий (п.6).

В налоговом законодательстве появился новый вид документа - мотивированное мнение налогового органа (ст. 105-30.), которое отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Оно направляется организации при проведении налогового мониторинга.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе (при установлении факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов) или по запросу организации при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов (п.2 -3).

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено налоговым органом в течение одного месяца со дня получения запроса (п.5). Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (п.6). В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган (п.8).

Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) ФНС в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия (статья 105- 31).

По ее результатам ФНС уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения, которое вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170540

1 комментарий: