понедельник, 24 ноября 2014 г.

Совершенствование налогового администрирования


Когда заходит разговор о внедрении электронного документооборота и электронных документов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, то Федеральная налоговая служба – это не просто один из лидеров данного процесса, но и один из его основных «локомотивов».

Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 5 ноября 2014 года № 347- ФЗ открывает новую главу этого лидерства.

ФНС стала одним из первых государственных органов, предложивших для электронного взаимодействия с органом налогового контроля использовать личные кабинеты налогоплательщика. Теперь правомочность такого взаимодействия закреплена законодательно. Глава 1 первой части Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 112 «Личный кабинет налогоплательщика».

Личный кабинет налогоплательщика в Кодексе определен как информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. Личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Налоговым Кодексом.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
(см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&F7DF8C82EFE2D3DA43257CD100533057 )

Использование личного кабинета налогоплательщика направлено на совершенствование электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, сокращение сроков получения документов, предусмотренных НК РФ, и расходов, связанных с их направлением, как со стороны налоговых органов, так и налогоплательщиков.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами:
  • Для получения от налогового органа документов;

  • Передачи в налоговый орган документов (информации).
Решение об использовании личного кабинета для взаимодействия с налоговыми органами принимает налогоплательщик - физическое лицо.

Для получения в электронной форме через свой личный кабинет документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета.

После получения уведомления налоговым органом направление указанных документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета.

При передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.

Порядок и сроки направления налогоплательщиками – физическими лицами уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика для получения от налоговых органов документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Эти положения не распространяется на налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, в части передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности.

Мой комментарий: С моей точки зрения, важным моментом в данном случае является то, что налоговый орган предоставляет налогоплательщику-физическому лицу самому выбрать канал общения (но только один). Это позволит налоговым органам сократить издержки и трудозатраты при взаимодействии.

Есть сомнения в том, что возможность электронного взаимодействия и использования юридически значимых электронных документов будет активно использоваться налогоплательщиками - физическими лицами, поскольку для этого требуется обзавестись средствами создания усиленных электронных подписей. Сейчас основная часть сертификатов ключей проверки усиленных электронных подписей выдается сотрудникам юридических лиц. У большинства физических лиц особого желания перейти на использование усиленных электронных подписей не наблюдается.

Что касается налогоплательщиков-юридических лиц, то, с моей точки зрения, именно они смогут максимально эффективно использовать такие возможности, а заодно сократить свои затраты на операторов электронного документооборота.

Через личный кабинет налогоплательщика можно будет направлять в налоговые органы следующие документы:
  • Налоговая декларация (ст. 80 п.1)

  • Расчет авансового платежа (ст. 80 п.1)

  • Расчет сбора (ст. 80 п.1)

  • Заявление о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа (ст.78 п.4)

  • Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) (ст.78 п.4).

  • Заявление возврате сумм излишне уплаченных налога (ст.78 п.6).

  • Сообщения обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях (ст.23 п.7);

  • Сообщения обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях (ст.23 п.7).
При передаче налоговой декларации (расчета) через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки (ст. 80 п.1).

Мой комментарий: Как мне кажется, существуют риски, связанные с доказыванием даты отправки электронных документов. Поскольку система и сам сайт находятся под полным контролем налогового органа, то при спорах о дате отправки/получения документов через личный кабинет необходимо тщательно продумать всю процедуру документирования отправки и получения документов.

Формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий; документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота; а также порядок заполнения форм и порядок направления и получения таких документов через личный кабинет налогоплательщика будут утверждаться либо ФНС, либо другим федеральным органом исполнительной власти, на которого возложены соответствующие полномочия (п.4).

Налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика может передать документы, используемые им при реализации своих полномочий:
  • Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (ст. 32 п.1 подпункт 4.1);

  • Налоговое уведомление (ст. 52 п. 4);

  • Требование об уплате налога и сбора (ст. 69 п. 6);

  • Решение о возврате суммы излишне взысканного налога (ст. 79 п.2).
При этом, документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

Мой комментарий: Интересное положение, которое означает, что документы, которые будут направляться налогоплательщикам по электронным каналам, в том числе и через кабинет, будут формироваться и подписываться автоматом.

В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&F7DF8C82EFE2D3DA43257CD100533057 ) разъясняется причина этого уточнения:
НК РФ предусмотрена необходимость подписи документов, направляемых налоговым органом налогоплательщику, должностным лицом налогового органа. При существующей тенденции к росту количества электронных документов требование к необходимости подписания документов, направляемых налоговыми органами в электронной форме, электронной цифровой подписью должностного лица, от которого исходит документ, существенно увеличивает нагрузку на линии связи и оборудование налоговых органов, что значительно замедляет прием и обработку документов, что исключает эффективность процедуры электронного документооборота. Вместе с тем, увеличение технических мощностей налоговых органов потребует существенных затрат федерального бюджета.

В этой связи предлагается дополнить статью 31 НК РФ пунктом, согласно которому документы в электронной форме, исходящие от любого должностного лица любого налогового органа, могут быть подписаны одной и той же электронной цифровой подписью, сохраняя при этом их юридическую силу.
При передаче документов налогоплательщиками (ст. 32 п.1 подпункт 4.1) налоговые органы обязаны через личный кабинет направлять им в электронной форме квитанции о приеме документов.

Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&F7DF8C82EFE2D3DA43257CD100533057
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170541

1 комментарий:

  1. Идея, конечно, хорошая.. Тут даже грех спорить... Но совершенно отсутствует необходимая информационно-разъяснительная составляющая в глобальном понимании... Поэтому все в реальности воплощается сложновато и проблемно...

    ОтветитьУдалить