пятница, 22 декабря 2023 г.

Временные рекомендации по порядку представления жалоб в Федеральную налоговую службу в электронном виде

Федеральная налоговая служба (ФНС) в своем письме от 20 ноября 2023 года №БВ-4-9/14632@ сообщила, что в целях реализации формализованного обмена документами по досудебному урегулированию споров между заявителями (налогоплательщиками) и вышестоящими налоговыми органами при их взаимодействии по телекоммуникационным каналам связи с привлечением услуг операторов электронного документооборота, ФНС разработала Временные рекомендации по порядку представления жалоб (апелляционных жалоб) и направления решений (извещений, иных документов) в электронной форме (см.  приказ ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме»).

Рекомендации будут применяться с момента установки соответствующей версии единого клиентского приложения АИС «Налог-3» на контуре промышленной эксплуатации (запланирована на декабрь 2023 года) и до момента издания ФНС соответствующего приказа о внесении изменений в Приказ ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@.

Рекомендации определяют общие правила:

  • Представления жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, порядок обжалования которых регламентирован главой 19 Налогового кодекса РФ, и

  • Направления решений (извещений, иных документов) по жалобам.

Документы направляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением УКЭП участниками информационного обмена:

  • Лицами, подавшими жалобу (налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, их представителями);

  • Налоговыми органами;

  • Операторами электронного документооборота, обеспечивающими обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС между лицами, подавшими жалобу, и налоговыми органами.

Датой представления жалобы в налоговый орган в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа, сформированном оператором ЭДО. При этом налоговые органы ежедневно проверяют поступление жалоб (п.2).

Жалоба считается принятой налоговым органом, если подавшему её лицу выдана квитанция о приёме электронного документа, подписанная УКЭП налогового органа, принявшего жалобу по ТКС (п.3).

Датой получения жалобы налоговым органом в электронной форме по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приёме электронного документа (п.4).

Основаниями для отказа в приёме налоговым органом жалобы являются (п.5):

  • Несоответствие жалобы формату, утвержденному приказом ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@;

  • Отсутствие в представленной в налоговый орган по ТКС жалобе УКЭП подавшего её лица, либо «несоответствие электронной подписи, которой подписана жалоба, УКЭП лица, её подавшего»;

  • Направление представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, жалобы без приложения к ней информационного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме.

Основанием для отказа в приеме решения (извещения, иного документа) по жалобе лицом, её направившим, является (п.6):

  • Отсутствие в решении (извещении, ином документе) по жалобе УКЭП должностного лица налогового органа; или

  • «Несоответствия электронной подписи, которой подписано решение (извещение, иной документ) по жалобе, УКЭП должностного лица налогового органа».

Процедура представления жалобы в налоговый орган в электронной форме по ТКС

Жалоба формируется в электронной форме, подписывается УКЭП лица, её подающего, и направляется по ТКС в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются либо в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к налоговому органу, чьи ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц обжалуются (п2.1).

Если лицо, подающее жалобу, является представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, вместе с жалобой направляется информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме (2.2).

Лицо, подавшее жалобу, в течение одного рабочего дня с даты её отправки в электронной форме по ТКС должно получить (п.2.3):

  • Подтверждение даты отправки электронного документа;

  • Квитанцию о приеме электронного документа (уведомление об отказе в приеме электронного документа), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

При получении жалобы налоговый орган в течение одного рабочего дня с даты её получения формирует квитанцию о её приеме, которая подписывается УКЭП налогового органа и направляется лицу, подавшему жалобу (2.4).

При наличии оснований для отказа в приеме жалобы налоговым органом автоматически формируется уведомление об отказе в приеме электронного документа, которое подписывается УКЭП налогового органа и направляется лицу, подавшему жалобу.

Налоговый орган, принявший жалобу по ТКС, либо направляет ее на рассмотрение, либо самостоятельно принимает решение по ней (п.2.5).

Процедура получения решения (извещения, иного документа) по жалобе лицом, подавшим жалобу, в электронной форме по ТКС

Налоговый орган, осуществляющий рассмотрение жалобы и принятие решения по ней, не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляет его, подписанное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в электронной форме по ТКС лицу, подавшему жалобу:

  • В виде электронных образов документов - документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов;

  • Либо в виде файла визуализации документа и открепленной электронной цифровой подписи.

Положения настоящих рекомендаций применяются также при направлении:

  • Извещения лица, подавшего жалобу, о времени и месте её рассмотрения.

  • Иных документов, предусмотренных главами 19, 20 Налогового кодекса РФ и выносимых вышестоящим налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы.

Мой комментарий: ФНС переходит на электронное взаимодействие с налогоплательщиками при рассмотрении жалоб (апелляционных жалоб) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, порядок обжалования которых регламентирован главой 19 Налогового кодекса РФ.

Источник: Гарант
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407959195/

Комментариев нет:

Отправить комментарий