четверг, 28 декабря 2023 г.

Изучение проблем и возможностей, связанных с управлением научно-исследовательскими данными (RDM), часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2023/12/rdm-1.html )

Но есть стратегии, заставляющие управление научно-исследовательскими данными работать

Конечно, список проблем длинный. Однако участники дискуссии также поделились многочисленными примерами того, как они преодолевают эти трудности. В число рекомендаций входят следующие:

Обратите особое внимание на работу с начинающими исследователями: Аспиранты и молодые остепенённые учёные часто лучше воспринимают RDM-поддержку, чем исследователи со стажем. Участники говорили о работе с молодыми специалистами как об инвестициях в будущее, а также как о подходе «снизу-вверх», позволяющем повлиять на поведение более опытных исследователей.

Найдите время для сотрудничества с другими подразделениями университета или организации: Одной из упомянутых конкретных тактик было выявление тех людей, которые могут помочь в налаживании знакомств и укреплении отношений с другими подразделениями. Ещё одной тактикой является совместное спонсирование мероприятий, которое укрепляет доверие и потенциально может также повысить отдачу, получаемую обоими спонсирующими подразделениями. О схожем подходе рассказал участник, чья организация увидела преимущества инвестирования в штатную должность с должностными обязанностями, ориентированными на вовлечение общественности, укрепление доверия и неформальное обучение, осуществляемое на основе деятельности по управлению научно-исследовательскими данными.

Ищите способы опережающего взаимодействия с исследователями на ранних этапах исследовательского процесса: Например, при взаимодействии с отделом предложений/планирования исследований организации, можно выявить исследователей, подавших заявки на гранты, требующие планирования управления данными, и связаться с ними уже на этом этапе, чтобы предложить поддержку в начале проекта. Один из участников дискуссии описал процесс приема/регистрации заявок, в рамках которого работающие распределённо члены RDM-группы информировались о новом запросе для обеспечения прозрачности и маршрутизации.

Измеряйте показатели производительности и демонстрируйте эффективность своей работы: Чтобы иметь возможность обосновать запросы на выделение увеличенных ресурсов, RDM-специалисты должны продемонстрировать объёмы использования и полезность предоставляемых услуг. Для этого необходимо разработать систему учёта консультативной помощи и кураторской работы и, возможно, подготовить краткий годовой отчет. Годовые отчеты Службы научно-исследовательских данных Университета Иллинойса ( https://www.ideals.illinois.edu/collections/1519 ) являются, с моей точки зрения, хорошим примером такого рода усилий.

Видение идеального будущего

В конце мероприятия мы попросили участников представить себе идеальную RDM-экосистему. Участники поделились следующими идеями:

Улучшенные структуры для поддержки внутреннего сотрудничества: Библиотека университета является одной из многих заинтересованных сторон в управлении научно-исследовательскими данными, и для поддержки исследователей ей необходимо развивать прочные, доверительные отношения с новой группой заинтересованных сторон. В будущем учреждениям, возможно, потребуется создать новые постоянные комитеты, целевые группы и/или новые операционные конфигурации ( https://hangingtogether.org/social-interoperability-at-montana-state-university/ ), чтобы обеспечить большую стабильность. Одним из недавних примеров является совместная, с участием ряда подразделений, рабочая группа по институциональной RDM-стратегии ( https://uwaterloo.ca/research-data-management-institutional-strategy-project/ ) в Университете Ватерлоо (Канада), деятельность которой поддерживает политику спонсоров. Ассоциация LIBER в сотрудничестве с ассоциацией директоров университетских библиотек Франции ADBU недавно выложила набор инструментов, предлагающий исследовательским библиотекам рекомендации по развитию поддерживающих RDM-услуг ( https://zenodo.org/records/8101818 ). Это набор инструментов учитывает проблемы работы в среде с участием многих заинтересованных сторон.

Большая интероперабельность и следование принципам FAIR (Findability, Accessibility, Interoperability, Reusability – отыскиваемость, доступность, интероперабельность и повторное использование): Участники обсуждения хотели бы иметь больше возможностей для агрегирования контента своих хранилищ в больших масштабах, чего можно добиться благодаря большей интероперабельности и машиночитаемости. Это соответствует целям ассоциации LIBER, включая её совместную с OpenAIRE (некоммерческое партнёрство, ставящее своей целью развитие социотехнической инфраструктуры для открытого научного информационного обмена в Европе – Н.Х.)  и европейским отделением коалиции SPARC (от Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition – «Коалиция научных публикаций и академических ресурсов» - Н.Х.) стратегию ( https://www.coar-repositories.org/news-updates/openaire-liber-sparc-europe-and-coar-launch-joint-strategy-to-strengthen-the-european-repository-network/ ) по укреплению европейской сети хранилищ. Аналогичным образом американское отделение коалиции SPARC возглавляет усилия по созданию сети хранилищ в США (U.S. Repository Network, USRN, https://sparcopen.org/our-work/us-repository-network/ ).

Использование сотрудничества между учреждениями для получения эффекта от масштаба: Взаимодействие со специалистами-практиками из других учреждений считается крайне желательным по многим причинам: для расширения потенциальных возможностей и знаний, для обмена опытом и передовыми практиками, для взаимной поддержки, а также для обеспечения более равных условий доступа для исследователей из более мелких учреждений и организаций. Этому вопросу будет посвящён готовящийся исследовательский отчет OCLC под названием «Наращивание потенциала управления научно-исследовательскими данными: Примеры стратегического сотрудничества библиотек» (Building Research Data Management Capacity: Case Studies in Strategic Library Collaboration), в котором будут предложены практические рекомендации, основанные на реальных примерах сотрудничества между учреждениями, включая американскую «Сеть курирования данных» (Data Curation Network, https://datacurationnetwork.org/ ).

Повышение заинтересованности исследователей: Участники обсуждения предпочли бы взаимодействовать с исследователями, воспринимающими наборы данных как первоклассные объекты исследования и не рассматривающими усилия по управлению научно-исследовательскими данными как навязанное им бремя. Обсуждались способы стимулирования обмена данными как типичного поведения - например, включение RDM-обучения в учебные программы аспирантов. Ещё одним предложением был пересмотр политики учреждений с тем, чтобы те поощряли обмен данными аналогично тому, как поощряются журнальные публикации.

Дайте нам больше ресурсов, пожалуйста! В идеальной среде, по
мнению участников, у них должно быть больше персонала, неограниченная ИТ-поддержка и гораздо большее финансирование. По словам одного из участников, «Если им [органам исполнительной власти] хочется открытых данных, то им придётся за это платить».

Поиск единомышленников

Работая в новой области, Вы можете чувствовать себя одиноким, особенно если в Вашем учреждении нет других людей, выполняющих похожую работу. Данное мероприятие собрало RDM-профессионалов стран Европы и Северной Америки, и было приятно услышать, что участники высоко оценили проведенное вместе время, почувствовали благодаря мероприятию признание значимости своей работы, воодушевление и взаимосвязь с коллегами.


Облако ключевых слов на основе ответов на вопрос «Каким одним словом Вы могли бы описать свои впечатления после сегодняшнего мероприятия?» - Самыми популярными оказались слова «подтверждено», «понят», «воодушевлён», «не одинок», «установил контакты», «обнадёжен» и т.п. – Н.Х.

Присоединяйтесь к нам на предстоящей модерируемой дискуссии о принятии решений на основе данных

Данная сессия по вопросам управления научно-исследовательскими данными стала первой из трёх модерируемых дискуссий о современных услугах, которые мы проведём в 2023–2024 годах. Следующее мероприятие состоится 7 февраля 2024 года, когда мы вместе погрузимся в тему принятия решений на основе данных. В ходе 90-минутной сессии мы рассмотрим, как библиотеки используют данные и аналитику для принятия решений в таких областях, как коллективно-используемые коллекции, управление контрактами и переговоры с издателями, а также влияние результатов исследований и их визуализация. Зарегистрируйтесь сегодня ( https://connect.oclc.org/en/oclc-liber-building-for-the-future-series-2023#facilitated-discussion-2 ), чтобы забронировать своё место; количество виртуальных мест ограничено.

Литература:

[1] Селия Уитчерч (Whitchurch, Celia), 2015. «Подъём профессионалов «третьего пространства»: Парадоксы и дилеммы» (The Rise of Third Space Professionals: Paradoxes and Dilemmas) – глава в публикации: серия книг «Формирование, подбор кадров и управление академической профессией» (Forming, Recruiting and Managing the Academic Profession), под редакцией Ульриха Тейхлера (Ulrich Teichler) и Уильяма Каммингса (William K. Cummings), том 14 «Меняющаяся академическая среда - Изменения академических профессий в сравнительной международной перспективе» (The Changing Academy – The Changing Academic Profession in International Comparative Perspective),  Швейцария, изд-во Springer, см. https://doi.org/10.1007/978-3-319-16080-1_5

Ребекка Брайант (Rebecca Bryant)

Источник: блоге «Держимся вместе» (Hanging Together) исследовательского центра OCLC Research
https://hangingtogether.org/exploring-the-challenges-and-opportunities-of-research-data-management-rdm/

Комментариев нет:

Отправить комментарий