вторник, 31 августа 2021 г.

Методические рекомендации для кредитных организаций по обеспечению дополнительной защиты прав потребителей

Банк России в «Обзоре отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств за I квартал 2021 года» отметил, что с января по март 2021 года мошенники провели 237 тыс. операций без согласия клиента. Общая сумма этих операций составила 2,8 млрд. руб. Банк России отметил, что «общий объем операций без согласия клиента по сравнению с 1 кварталом 2020 года вырос на 57%, количество — на 40%».

Значительную часть потерпевших составляют физические лица, в том числе граждане пенсионного возраста. В целях усиления защиты этих граждан Банк России разработал методические рекомендации для кредитных организаций. «Методические рекомендации по обеспечению дополнительной защиты прав потребителей из числа лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, а также по усилению мер по предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических операций в отношении денежных средств, находящихся на счетах указанных групп клиентов, в ходе предоставления им финансовых услуг посредством дистанционных (цифровых) каналов» утверждены Банком России 9 августа 2021 года №11-МР.

Рекомендации разработаны «в целях усиления мер по предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических операций в отношении денежных средств, находящихся на счетах физических лиц из числа лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, в том числе пожилого населения, а также улучшения качества обслуживания указанных групп клиентов при предоставлении им финансовых продуктов (услуг) посредством дистанционных (цифровых) каналов».

Для справки: Банк России разъяснил, что:

К лицам с инвалидностью (ЛСИ) относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности.

Под маломобильными группами населения (МГН) понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, а также пожилое население. Под пожилым населением понимаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.

Под дистанционным (цифровым) каналом предоставления финансовых продуктов (услуг) (дистанционный (цифровой) канал) понимается способ взаимодействия кредитной организации с потребителем, при котором потребитель без личного присутствия в кредитной организации, а также без очного участия работника или иного представителя кредитной организации имеет возможность при помощи сети «Интернет» ознакомиться с информацией о финансовом продукте (услуге) и получить предоставляемый (предоставляемую) кредитной организацией продукт (услугу).

Банк России предлагает кредитным организациям руководствоваться следующим:

Оказывать клиенту из числа ЛСИ и МГН с использованием дистанционных (цифровых) каналов платежные услуги только при условии получения при заключении договора об оказании финансовых услуг прямо выраженного волеизъявления клиента на использование указанных каналов, в том числе услуг (п.1):

  • По переводу денежных средств со счетов (вкладов);

  • По выдаче кредитов (займов).

При заключении договоров об оказании финансовых услуг, предполагающих возможность обслуживания посредством дистанционных (цифровых) каналов, с клиентами из числа ЛСИ и МГН кредитным организациям рекомендуется предоставить таким клиентам следующие возможности (п.2):

  • Устанавливать ограничения по осуществлению операций определенного вида, инициированных посредством дистанционных (цифровых) каналов, включая:

    • перевод денежных средств, либо максимальной сумме перевода денежных средств за одну операцию и/или за определенный период времени,

    • по закрытию вкладов/счетов, оформлению кредитов, платежных карт, валютно-обменных операций, инвестиционных операций;

  • Вводить запрет на подключение дистанционных (цифровых) каналов (например, на регистрацию в мобильном приложении и/или интернет-банке) или на отображение информации по всем либо отдельным счетам клиента из числа ЛСИ и МГН в случае подключения дистанционных (цифровых) каналов, а также на использование платежных приложений;

  • Формировать закрытый перечень лиц, в пользу которых возможно осуществление перевода денежных средств, инициированного посредством дистанционных (цифровых) каналов.

Одновременно кредитным организациям рекомендуется информировать клиента о наличии у него таких возможностей до заключения соответствующего договора об оказании финансовых услуг.

В целях предотвращения проведения операций, влекущих риски финансовых потерь для клиентов из числа ЛСИ и МГН (Сопровождаемый) вследствие мошеннических действий, кредитным организациям рекомендуется обеспечить таким клиентам возможность, в том числе без личного присутствия, а также без участия работника или представителя кредитной организации назначить другого клиента данной кредитной организации с его согласия лицом, производящим дополнительный контроль осуществляемых операций (Помощник) посредством получения (с согласия Сопровождаемого) уведомлений о финансовых операциях Сопровождаемого, планируемых им к совершению с использованием дистанционных (цифровых) каналов, и возможности подтверждать либо отклонять их (сервис «второй руки») (п.4).

Кредитным организациям рекомендуется разместить информацию о сервисе «второй руки» и условиях его предоставления/подключения в местах оказания услуг, включая офис, официальный сайт кредитной организации в сети «Интернет», личный кабинет клиента на таком сайте, мобильное приложение (при наличии). Информацию рекомендуется предоставлять в доступной форме с учетом потребностей и особенностей ЛСИ и МГН (п.4.1).

Рекомендуется включить в перечень операций, доступных для проверки и подтверждения Помощником (п.4.3):

  • Переводы третьим лицам, в том числе организациям (за исключением оплаты коммунальных платежей, уплаты алиментов, оплаты налогов, государственных пошлин и иных платежей государственным организациям);

  • Закрытие вкладов/счетов;

  • Оформление кредитов, платежных карт;

  • Валютно-обменные операции;

  • Инвестиционные операции;

  • Другие операции на усмотрение кредитной организации.

Банк России также дал подробные рекомендации как организовать сервис «второй руки» кредитным организациям.

Мой комментарий: Можно, конечно, приветствовать заботу Банка России о тех, кто не может в силу ряда причин надлежащим образом себя защитить, - однако сервис «второй руки», как мне кажется, создаёт еще больше возможностей для злоупотреблений с финансами граждан., которыми смогут воспользоваться и мошенники, и недобросовестные работники банков, и даже родственники этих граждан.

Источник: Консультант Плюс / сайт Банка России
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392672/
https://cbr.ru/analytics/ib/review_1q_2021/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий