«Правила организации хранения, комплектования, учета и использования научно-технической документации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях», утвержденные Приказом Росархива от 9 декабря 2020 года №155, регламентируют работу с научно-технической документацией (НТД) на различных носителях, но меня, по вполне понятным причинам, больше интересуют положения, устанавливающие порядок работы с электронными документами.
Отмечу, что положения, касающиеся электронных документов, неравномерно «рассыпаны» по всему документу. Например, в разделе II «Организации комплектования, учета, хранения, и использования научно-технической документации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, выступающих заказчиками НТД», есть только одно требование:
15. …При приеме электронных документов дополнительно проверяется наличие аналогов собственноручных подписей, в том числе информационно-удостоверяющих листов электронных документов, электронных подписей.
Что интересно, термин «информационно-удостоверяющие листы электронных документов» в Правилах встречается только один раз - и в отсутствие в нормативно-правовом акте раздела «Термины и определения», не вполне понятно, что он означает, как и непонятно то, почему он упоминается только в разделе о хранении НТД в органах государственной власти и местного самоуправления.
Я специально посмотрела российскую нормативно-правовую базу и обнаружила, что такой вид документа упоминается в трёх приказах Минстроя РФ. Ключевым из них является Приказ Минстроя от 12 мая 2017 года №783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»:
Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Приказом Минстроя России от 12.05.2017 №783/пр
7. … Проектная документация, сформированная в форме электронного документа, подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, а в случае невозможности обеспечения их электронной подписью - на отдельные документы в составе проектной документации оформляется информационно-удостоверяющий лист на бумажном носителе, содержащий наименование электронного документа, к которому он выпущен, фамилии и подписи не обеспеченных электронной подписью лиц, дату и время последнего изменения документа. Такой информационно-удостоверяющий лист сканируется … и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием электронной подписи.
Данный вид документа также упоминается в нескольких стандартах:
ГОСТ 2.051-2013 Межгосударственный стандарт «Единая система конструкторской документации. Электронные документы»
3. Термины, определения и сокращения
… УЛ - информационно-удостоверяющий лист;
4.15 Допускается заменять применение ЭП выпуском УЛ - сопроводительного бумажного документа согласно ГОСТ 2.001 с собственноручными подписями в нем.
ГОСТ 2.001-2013 Межгосударственный стандарт «Единая система конструкторской документации. Общие положения»
3.1.10 Электронный КД выполняют с целью обработки преимущественно с помощью средств вычислительной техники. Установленные подписи в электронном конструкторском документе выполняют в виде электронной подписи.
Допускается заменять применение электронной подписи выполнением сопроводительного бумажного документа, включающего требуемый набор реквизитов, по которым документ может быть идентифицирован, и собственноручные установленные подписи, по которым документ может быть авторизован и которыми он удостоверен.
И это все!
Возникает вопрос, откуда появился этот «информационно-удостоверяющий лист» взамен «прямого» подписания усиленными электронными подписями электронных объектов? Как я понимаю, при переводе в электронный вид проектной документации и её представлении для проведения экспертизы и заказчикам возникла проблема, связанная с отсутствием усиленных электронных подписей у тех лиц, чьи подписи должны быть проставлены. В результате на свет появилась «конструкция», которая нашими российскими законами, вообще говоря, не предусмотрена… в законодательстве говорится о подписании УКЭП самих документов!
Кстати говоря, суды спокойно относятся к требованиям об оформлении информационно-удостоверяющих листов. Например, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 августа 2020 года №Ф01-12092/2020 по делу №А29-13542/2019 при рассмотрении спора об исполнении обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации на объект было подтверждено, что проектировщик обязан устранить недостатки в работах, выявленных управлением государственной экспертизы, в том числе «представить информационно-удостоверяющие листы к разделам документации, оформленные согласно ГОСТ 2.051-2013».
Но у меня возникает тогда вопрос, почему хранение информационно-удостоверяющих листов не предусмотрено в разделах о хранении НТД в государственных и муниципальных организациях и в коммерческих организациях (не говоря уже о том, что непонятно и само по себе предъявление различных требований в зависимости от организационно-правовой формы).
Источник; Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=379099
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=AVV;n=95065
Комментариев нет:
Отправить комментарий