понедельник, 3 июня 2019 г.

США: Принят закон об «открытых, публичных, электронных и необходимых государственных данных» (OPEN Government Data Act)


Данная новость была опубликована 14 января 2019 года на сайте американской «Коалиции данных» (Data Coalition, https://www.datacoalition.org/ ). Перевод дан с сокращениями.

14 января 2019 года президент США подписал Закон об открытых, публичных, электронных и необходимых (Open, Public, Electronic, and Necessary, OPEN) государственных данных. Данный закон вошёл в состав Публичного закона 115-435, называющегося «Закон об основах разработки политик, опирающихся на доказательства» (Foundations for Evidence-Based Policymaking Act, FEBP – законопроект H.R. 4174, см. https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/4174/text ) в качестве его второго раздела (Title II). Теперь федеральные органы исполнительной власти должны будут выкладывать раскрываемую ими информацию в Интернете с использованием машиночитаемых форматов данных.

Спонсор закона, тогдашний спикер Палаты представителей Пол Райан выступает в Палате с комментариями по поводу прохождения «Закон об основах разработки политик, опирающихся на доказательства»

Государственная информация должна публиковаться в виде машиночитаемых данных, а не документов

Закон OPEN об открытых, публичных, электронных и необходимых государственных данных устанавливает для всех федеральных органов исполнительной власти обязанность публиковать всю их информацию в виде открытых данных, с использованием стандартизированных непроприетарных форматов. Закон основан на политике открытых данных (Open Data Policy) президента Обамы, принятой в мае 2013 года (меморандум M13-13, см. https://www.whitehouse.gov/sites/whitehouse.gov/files/omb/memoranda/2013/m-13-13.pdf ). Закон закрепляет на постоянной основе ключевые аспекты этой политики.

14 января 2019 года президент Трамп подписал в целом Закон FEBP, включающий в себя  закон OPEN (см. https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/bill-announcement-18/ ).

Закон OPEN устанавливает официальную презумпцию того, что «государственные информационные активы, раскрываемые федеральными органами исполнительной власти, должны публиковаться в виде машиночитаемых данных… в открытом формате и… под открытыми лицензиями».

Таким образом, неспособность федерального органа предоставлять открытые данные становится юридически сомнительным делом. Новое законодательство станет мощным инструментом для реформ в плане внедрения открытых данных во всех областях государственного информационного портфолио.

Закон OPEN также требует от федеральных органов исполнительной власти поддерживать и публиковать полный перечень данных в составе всех информационных активов. Инвентаризация данных поможет государственным органам и сторонникам открытых данных определить ключевые государственные информационные ресурсы и преобразовать их из документов и изолированных баз данных в открытые данные.

Закон OPEN об открытых государственных данных:
  • Определяет открытые данные без оглядки на технологии вчерашнего дня,

  • Устанавливает минимальные стандарты раскрытия для общественности федеральных государственных данных,

  • Требует от органов федерального правительства использовать открытые данные для улучшения процесса принятия решений,

  • Обеспечивает подотчетность, требуя регулярного надзора,

  • Создает должность и определяет обязанности Главных специалистов по данным (Chief Data Officer, CDO) в федеральных органах, возлагая на них ответственность за стратегическое управление данными и реализацию инициатив в области открытых данных.
Мой комментарий: После смены в США президентской администрации – как, впрочем, и ожидалось – начатые Обамой инициативы открытого правительства, открытых данных и т.п. на время завяли. Однако, поскольку эти инициативы отражают определенные объективнее потребности современного общества, к ним постепенно начинают возвращаться. Я уверена, что с некоторым запаздыванием то же самое произойдёт и в нашей стране, тем более, что открытые данные очень легко «привязать» к программе построения цифровой экономики.

Первая волна открытых данных в общемировом масштабе закончилась впечатляющим «пшиком» (но говорить об этом вслух не принято). Повсеместно было много шума, было истрачено немало государственных ресурсов, однако существенной и, самое главное, стабильной отдачи получить пока никому не удалось. Хочется надеяться, что во главе второй волны открытых данных как у нас, так и за рубежом будут поставлены практичные люди с мозгами, а не обычный контингент «ура-новаторов» :)

Что-то мне подсказывает, что  американские федеральные органы, испытывающие в последнее время нехватку финансирования и сокращающие штаты, вряд ли поблагодарят законодателей за то, что те навязывают им объёмную работу, отвлекающую их от выполнения их основных функций - и до сих пор не приносившую самим государственным органам никакой пользы. Посмотрим теперь, станет ли закон OPEN популистским холостым выстрелом, или же американцам всё-таки удастся выстроить новую концепцию открытых данных, полезную как для общества, так и для государства.

Источник: сайт Data Coalition
https://www.datacoalition.org/open-government-data-act/

Комментариев нет:

Отправить комментарий