вторник, 28 февраля 2017 г.

Законодательные инициативы Федерального архивного агентства: К чему готовиться архивному сообществу


10 февраля 2017 года на официальном сайте Росархива в разделе «Открытое правительство» был размещен для общественного обсуждения проект доклада «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2016 году, задачах на 2017 год и среднесрочную перспективу», в котором основным событием 2016 года для Федерального архивного агентства было названо изменение его места в системе органов государственной власти, положившее начало новому этапу развития архивной отрасли.

Указом Президенте РФ на Росархив была возложена функция по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства. Этому вопросу посвящен отдельный раздел доклада, в котором рассказано, что за 2016 год ведомством подготовлены проекты:
  • Федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»;

    Для справки:
    Ст.30 «Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»

  • Федерального закона «О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

    Для справки:
    Ст. 150. «Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

  • Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По поводу законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в докладе отмечено, что он предусматривает и решение следующих актуальных вопросов организации архивного дела:
  • Включение в систему правового регулирования отношений в архивной сфере муниципальные нормативные правовые акты, что позволит муниципальным образованиям осуществлять управление архивным делом в пределах своих полномочий;

  • Установление конкретного срока исполнения частным лицом, приобретшим право собственности на документы Архивного фонда Российской Федерации, существующей у него обязанности по уведомлению об этом уполномоченной организации;

  • Устранение имеющихся противоречия в порядке исчисления сроков хранения документов. Предусматривается установить отсчет сроков хранения от даты формирования документов в дела независимо от места их хранения, а также установить свои сроки хранения для различных видов документов.
Эти законопроекты сейчас находятся в Государственно-правовом управлении Президента РФ и проходят согласование с Правительством Российской Федерации для последующего внесения их в Государственную Думу.

Кроме того, совместно с Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой Росархив осуществлял работу «по внесению изменений в архивное законодательство и законодательство о нотариате» с целью:
  • Урегулирования правового статуса архивных документов, образовавшихся в результате совершения нотариальных действий (записей нотариальных действий);

  • Введения в архивное законодательство понятия «нотариальный архив»;

  • Определения процедуры их создания и передачи в них на хранение нотариальных документов.
В отчете также сообщается, что Росархив принимал участие в обсуждении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (в части применения электронного дубликата документа с последующим уничтожением подлинника). Основной своей задачей по данной законодательной инициативе ведомство видит «недопущение распространения правового режима электронного дубликата на документы Архивного фонда Российской Федерации». Этот проект находится в стадии межведомственного обсуждения.

Мой комментарий: Насколько я понимаю, речь идет о законопроекте, устанавливающем возможность создания юридически значимой электронной копии бумажного документа и последующего уничтожение бумажного оригинала. Интересно, что архивисты Финляндии и ещё некоторых стран такой способ обеспечения сохранности относительно менее ценных документов архивного фонда находят вполне приемлемым (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/05/blog-post_31.html )

Мой комментарий: В докладе руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива в марте 2016 года «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2015 году и задачах на 2016 год» отмечалось, что «Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» концептуальных изменений не требует. Лишь незначительный процент его статей нуждается в корректировке и дополнении. Но, учитывая необходимость устранения отдельных несогласованностей с нормами иных законодательных актов, архивисты России пришли к общему мнению о необходимости разработки законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (см.: http://archives.ru/reporting/report-artizov-2016-kollegia.shtml ).

Как мне кажется, в настоящее время российское архивное законодательство сильно отстало от практической деятельности (примерно так лет на 40 :) – и я говорю это всерьёз, нормативная база архивного дела в основном отражает реалии 1980-х годов) и требует пересмотра. Можно, конечно, и дальше, вопреки здравому смыслу, пытаться «наливать новое вино в старые меха», внося лишь редакционные поправочки, которые не затрагивают принципиальные вопросы, однако, с моей точки зрения, это не позволит отрасли сделать необходимый рывок вперед.

В докладе также перечислены проекты нормативно-правовых актов, которые включены в «План нормотворческой деятельности на 2017 год»:
  • Постановление Правительства РФ о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 27 декабря 2006 года № 808 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности»;

  • Приказ Росархива «Об утверждении порядка передачи органами записи актов гражданского состояния в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), собранных из записей актов гражданского состояния на бумажных носителях»;

  • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях;

  • Новая редакция Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах;

  • Типовое положение о центральной экспертной комиссии государственного органа и примерного положения об экспертной комиссии организации;

  • Примерное положение об экспертно-проверочных комиссиях федеральных государственных архивов, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области архивного дела, а также научных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ;

  • Примерные положения о центральном архиве государственного органа и об архиве организации;

  • Типовые функциональные требования к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов в архивах государственных органов;

  • Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях;
Мой комментарий: Я, конечно, буду только рада, если Федеральное архивное агентство сможет реализовать эти наполеоновские планы, однако в течение последних лет ведомство выпускало в год в среднем один нормативно-правовой акт, и после 2007 года качество этих документов всё время оставляло желать лучшего. Мне сложно себе представить, как ведомство, у которого пока не прибавилось ни сотрудников (особенно молодёжи, не достигшей ещё 50 лет), ни финансирования, сможет разработать на более-менее современном уровне – то есть во многом заново - девять основополагающих нормативно-правовых актов за год. Очередная же подшивка и перелицовка старинных латанных-перелатанных «кожушков» никому не нужна (кроме меня – мне будет что критиковать :)).

Источник: Консультант Плюс
http://archives.ru/sites/default/files/doklad-ob-itogah-raboty-v-2016-godu.pdf

1 комментарий:

  1. Проект нового порядка использования архивных документов они уже выложили на общественное обсуждение. Правда как раз является ярким примером компиляции двух предыдущих порядков с одновременной попыткой учесть решение Верховного суда таким образом, чтобы мало кто смог нормально самостоятельно копировать документы.

    ОтветитьУдалить