понедельник, 20 февраля 2012 г.

Совещание в Новосибирске о повышении эффективности государственного управления с помощью информационных технологий

17 февраля 2012 года мне удалось целиком прослушать прямую трансляцию прошедшего в Новосибирске совещания о повышении эффективности государственного управления с помощью информационных технологий.

Остановлюсь на нескольких важных, с моей точки зрения, моментах вступительной речи главы правительства. Первое, что хотелось бы выделить в речи В.В.Путина – это четкая установка на то, что информатизация государственных органов – это, прежде всего:
  • «Серьёзный ресурс для укрепления национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности»,

  • «Эффективная модернизация социальной сферы, качественных изменений в здравоохранении, образовании, системе социальной защиты»,

  • Более простое и прозрачное общение граждан с властью,

  • Реальная и очень эффективная антикоррупционная мера.
Путин подчеркнул, что «в целом речь идёт о построении эффективного, современного государственного механизма управления, ориентированного на запросы граждан, на интересы общества и национальной экономики».

Кроме того, руководство страны, стало, наконец, осознавать, что «оказание госуслуг населению – это значимая, но все же лишь часть потенциала информационных технологий в сфере госуправления. Речь идет о дальнейшей оптимизации рабочих процессов в органах власти, о сокращении сроков принятия решений и о повышении их качества, об использовании IT-технологий при проведении торгов, конкурсов и государственных закупок».

К сожалению, ответственным за реализацию перевода государственных услуг в электронный вид чиновникам удалось убедить премьера в том, что «с 1 октября прошлого года на электронное взаимодействие перешли все федеральные органы, все ведомства. …И сейчас в рамках этой системы ведомства еженедельно делают от 50 до 100 тыс. взаимных запросов. Это означает, что десятки тысяч людей уже избавлены от беготни по инстанциям».

Мой комментарий: Представляете, сколько времени теперь занимает у государственных служащих формирование этих межведомственных запросов, их регистрация в двух ведомствах (отправителе и получателе), а также подготовка ответов на них, да ещё под прессингом быть наказанным рублем за несоблюдение установленных сроков? Кое-где уже применяемое автоматическое формирование межведомственных запросов – потенциально тоже зло не меньшее. И что толку быстро доставлять запросы, если, в условиях все тех же технологий их обработки и сокращения количества государственных служащих, они начинают накапливаться в ожидании обработки? С моей точки зрения, сам по себе этот подход, - если он не будет сопровождаться быстрым ростом производительности труда государственных служащих - является тупиковым, и не даст серьёзного эффекта. Путин сам в своем выступлении назвал правильный путь – это «оптимизации рабочих процессов» государственной машины.

Радует, что глава правительства, в отличие от ряда своих подчиненных, не страдает экстремизмом в отношении использования электронных документов при общении с гражданами. В.В.Путин в своем выступлении подчеркнул, что «люди вправе самостоятельно решать, пользоваться им современными, электронными средствами и таким образом получать услуги, или действовать по старинке. Мы не можем и не будем ограничивать людей в этом, потому что, во-первых, далеко не у всех есть доступ в интернет, а люди старшего поколения им не пользуются, предпочитают напрямую получать услугу в государственных учреждениях.»

Не были забыты и вопросы доступа к государственной информации и открытости государственных органов:
«Современные технологии – это эффективный путь повышения открытости государственных и муниципальных структур. Именно с их помощью можно выстраивать общественные механизмы контроля за действиями власти, причем на всех уровнях. Считаю, что надо максимально открывать информацию, которая накапливается в ведомственных базах данных, естественно, за исключением тех данных, которые идут с соответствующим грифом секретности, либо ДСП (для служебного пользования). Кстати, такой информации – открытой, я имею в виду, широкой информации – часто не хватает нашим компаниям, причем, прежде всего, малому и среднему бизнесу при выстраивании долгосрочных планов и определении инвестиционных приоритетов. И наконец, важно, чтобы наши затраты на информатизацию давали ощутимую экономическую отдачу – экономию ресурсов и заметный рост производительности труда в сфере госуправления, чтобы люди чувствовали реальные, качественные изменения и сами могли вносить предложения, как сделать применение информационных технологий в госуправлении более удобным.»
Мой комментарий: Я очень надеюсь, что это будет сделано в ближайшее время. Начать можно было бы с того, что уже есть «под руками» - а именно, с публикации результатов тех научно-исследовательских работ, которые выполнялись в последние годы на государственные деньги, и касались вопросов совершенствования государственного управления в нашей стране.

Что касается раскрытия имеющихся в органах государственной власти баз данных, то здесь, прежде чем их отдавать их в открытый доступ, следовало бы провести экспертизу, содержащейся в них информации, и оценить как возможный ущерб от раскрытия информации (включая её искаженную интерпретацию), так и полезную отдачу. Обязательно нужно учесть, кто именно выиграет от раскрытия конкретных российских данных – российский бизнес либо многонациональные корпорации, которые намного лучше готовы к тому, чтобы выжать максимум из этой информации. Нужно чётко понимать, что на данном этапе раскрываемыми отечественными данными куда эффективнее воспользуются государственные и деловые структуры ведущих зарубежных стран – этого не нужно бояться, но следует проследить, чтобы в итоге не был нанесен существенный урон политическим, экономическим и оборонным интересам России.

Путин также предложил назначить «в каждом ведомстве и регионе конкретного человека – компетентного и ответственного, который будет курировать внедрение информационных технологий. Нужно эту ответственность персонифицировать.»

Отмечу, что вообще-то такие люди уже назначены – это главные конструктора информатизации регионов Российской Федерации и главные конструктора по информатизации федеральных органов исполнительной власти. Правда, прежде чем с них что-то всерьёз требовать, им следовало бы дать соответствующие полномочия и финансирование, чтобы они не стали просто «мальчиками для битья».

На совещании выступил ряд министров, парочка губернаторов, представители ИТ- бизнеса (кстати говоря, именно их выступления мне понравились больше всего – ничего лишнего, все четко, в пределах регламента и по делу). А вот выступления представителей науки из Новосибирского академгородка подкачали – совершенно забыв, по какому поводу все собрались, уважаемые профессора пытались выбить поблажки лично для себя, вместо обсуждения того, как совершенствовать государственное управление, и в чем здесь может помочь наука. Я, например, так и не поняла, чем приглашение иностранных профессоров на пожизненную работу в наши вузы, предложенное одним из участников совещания, будет способствовать повышению эффективности российского государственного управления и укреплению российской науки.

По результатам совещания планируется подготовить решение. Будет интересно посмотреть, что из предложенного на совещании будет в него включено...

Источник: Официальный сайт Председателя Правительства РФ Владимира Путина
http://premier.gov.ru/events/news/18164/

1 комментарий:

  1. Повышение эффективности с учетом стоимости работ по переводу услуг в ЭВ от РТК как то не очень просматривается.

    ОтветитьУдалить