Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 утверждены формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в том числе установлены новые «Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (Приложение № 3).
Основное изменение связано с порядком формирования счетов-фактур в дела. Если раньше сами счета фактуры хранились в журналах регистрации, то теперь они должны будут формироваться в самостоятельные дела.
Вместо двух журналов, предусмотрено ведение одного журнала в двух частях:
Предусмотрена возможность ведения смешанного документооборота. Так, в случае, если покупатель не получил от продавца счет-фактуру в электронном виде, допускается его составление продавцом на бумажном носителе (п.4 Приложения №3), при этом реквизиты документа дополняются подписью главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица. В этом случае продавец и покупатель соответственно регистрируют только выставленный и полученный счет-фактуру на бумажном носителе, и его перевыставление в электронном виде не допускается.
Если на дату составления указанного счета-фактуры на бумажном носителе возникла необходимость внесения изменений в ранее составленный счет-фактуру в электронном виде, в том числе в связи с изменением уполномоченного лица, подписавшего счет-фактуру, покупателю направляется счет-фактура на бумажном носителе с исправленными реквизитами, и с указанием порядкового номера исправления и даты исправления. Если продавец выставил покупателю, а покупатель получил только счет-фактуру с исправленными реквизитами, в частях 1 и 2 журнала учета продавец и покупатель соответственно регистрируют только счет-фактуру с исправленными реквизитами.
Мой комментарий: Есть опасения, что такой порядок может запутать не только продавцов и покупателей, но и контролирующие органы. Если, например, будет изучаться документ, содержащий информацию о внесенных исправлениях, то контролирующий орган может потребовать первоначальную версию, - и как тогда, в её отсутствие, организация сможет доказать, что документ просто не составлялся, а не был уничтожен в корыстных целях?
Особенностью регистрации электронных счетов-фактур является то, что если продавцу не пришло от покупателя подтверждение получения счета-фактуры, - даже при наличии у продавца подтверждения спецоператора с указанием даты и времени принятия соответствующего файла от продавца (п.6 Приложения №3), - то они не подлежат регистрации.
Мой комментарий: С одной стороны, при выставлении счета-фактуры, ему должен быть присвоен конкретный регистрационный номер, и он должен быть зарегистрирован по дате выставления. С другой стороны, те счета-фактуры, на которые не будет получено подтверждения о доставке их покупателю, включать в журнал учета нельзя. Так куда же их записывать?
Получается, что зарегистрировать электронный счет-фактуру в журнале в момент выставления нельзя – информация о нем должна где-то «зависнуть» до тех пор, пока не будут получены две квитанции (от оператора и от покупателя). Только тогда ему можно будет присвоить регистрационный номер и внести в журнал. На практике это означает, что придется вести отдельный учет выставленных, но ещё не подтвержденных счетов фактур в некоем «неофициальном» журнале или базе данных.
При использовании услуг спецоператора для обмена электронными счетами-фактурами, в качестве даты выставления счета фактуры в журнале указывается дата поступления файла счета-фактуры спецоператору, указанная в подтверждении спецоператора – но при условии подтверждения покупателем доставки ему этого документа. (п.7).
Мой комментарий: Следует отметить, что в документе постоянно упоминается «электронная цифровая подпись», и только она, - и это несмотря на то, что закону «Об ЭЦП» жить осталось всего полгода (если, конечно, срок его действия не будет продлён, поскольку государственные органы, скорее всего, не успеют скорректировать к июлю 2012 года свои нормативные документы с учетом закона «Об электронной подписи»).
При повторном направлении (неоднократном направлении) в электронном виде одного и того же счета-фактуры указывается дата того направления, по которому получено извещение покупателя о получении счета-фактуры.
Полученные счета-фактуры подлежат единой регистрации в хронологическом порядке по дате получения в части 2 журнала учета (п. 10 Приложения №3), - но не все. Некоторые полученные счета-фактуры в журнале учета не регистрируются (п.9 Приложения №3).
Мой комментарий: Интересно, а как же их учитывать и регистрировать. В каком журнале регистрации? Жаль, что разработчики правил забыли добрый старый принцип «Пусть безобразно, зато единообразно». Чем сложнее и изощрённее правила, тем больше будет допускаться неумышленных ошибок, особенно мелкими и средними предприятиями, не располагающими высококвалифицированными специалистами по налоговому учету, - и тем больше будет штрафов, которые, конечно, казну пополнят, но развитию экономики способны будут нанести существенный ущерб.
В случае получения счета-фактуры в электронном виде через спецоператора, в качестве даты получения счета-фактуры в журнале указывается дата направления спецоператором покупателю файла счета-фактуры, указанная в подтверждении спецоператора, при наличии подтверждённой спецоператором отправки покупателем в адрес продавца извещения о получении счета-фактуры (п.11 Приложения №3).
Если обособленные подразделения организации выставляют покупателям и/или получают от продавцов счета-фактуры от имени организации, то эти счета-фактуры учитываются в журнал учета по организации (п.13 Приложения №3).
Мой комментарий: Получается, что не допускается ведение обособленными подразделениями собственных журналов учета. Это, с моей точки зрения, создает неудобства для организации и по сути дела заставляет её вводить оперативное онлайн-взаимодействие между подразделениями, выставляющими счета-фактуры, и подразделением, которое будет централизовано вести журнал учета.
Журнал учета можно вести как в электронном, так и в бумажном виде, причем порядок оформления различается:
Контроль над правильностью ведения составленного организацией журнала учета на бумажном носителе или в электронном виде осуществляет руководитель организации (уполномоченное им лицо), а если журнала учета ведется индивидуальным предпринимателем, - то индивидуальный предприниматель.
Счета-фактуры, подтверждения спецоператора и извещения покупателей о получении счетов-фактур хранятся в хронологическом порядке по мере их выставления или получения за соответствующий налоговый период (п.14 Приложения №3).
Мой комментарий: К сожалению, в документе совершенно не урегулирован вопрос о том, как организовывать хранение документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, при смешанном документообороте, - кроме требования о хранении в хронологическом порядке.
С моей точки зрения, как самой организации, так и контролирующему органу было бы удобно, чтобы, как минимум, один комплект документов (электронный или бумажный) был полным за счет пополнения его копиями (возможно, заверенными) документов, выставленных или полученных в иной форме, при этом на местоположение соответствующих подлинников должны даваться ссылки.
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124837
Основное изменение связано с порядком формирования счетов-фактур в дела. Если раньше сами счета фактуры хранились в журналах регистрации, то теперь они должны будут формироваться в самостоятельные дела.
Вместо двух журналов, предусмотрено ведение одного журнала в двух частях:
Было: «Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914)Счета-фактуры, составленные на бумажном носителе или в электронном виде, подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 1 журнала учета по дате их выставления. Счета-фактуры, полученные на бумажном носителе или в электронном виде, подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 2 журнала учета по дате их получения (п.3 Приложения №3).
1. Покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры.
Стало: «Форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его ведения» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137)
1. Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, ведется налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе исполняющими обязанности налоговых агентов, за каждый налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде. Журнал состоит из двух частей - части 1 «Выставленные счета-фактуры» и части 2 «Полученные счета-фактуры».
Предусмотрена возможность ведения смешанного документооборота. Так, в случае, если покупатель не получил от продавца счет-фактуру в электронном виде, допускается его составление продавцом на бумажном носителе (п.4 Приложения №3), при этом реквизиты документа дополняются подписью главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица. В этом случае продавец и покупатель соответственно регистрируют только выставленный и полученный счет-фактуру на бумажном носителе, и его перевыставление в электронном виде не допускается.
Если на дату составления указанного счета-фактуры на бумажном носителе возникла необходимость внесения изменений в ранее составленный счет-фактуру в электронном виде, в том числе в связи с изменением уполномоченного лица, подписавшего счет-фактуру, покупателю направляется счет-фактура на бумажном носителе с исправленными реквизитами, и с указанием порядкового номера исправления и даты исправления. Если продавец выставил покупателю, а покупатель получил только счет-фактуру с исправленными реквизитами, в частях 1 и 2 журнала учета продавец и покупатель соответственно регистрируют только счет-фактуру с исправленными реквизитами.
Мой комментарий: Есть опасения, что такой порядок может запутать не только продавцов и покупателей, но и контролирующие органы. Если, например, будет изучаться документ, содержащий информацию о внесенных исправлениях, то контролирующий орган может потребовать первоначальную версию, - и как тогда, в её отсутствие, организация сможет доказать, что документ просто не составлялся, а не был уничтожен в корыстных целях?
Особенностью регистрации электронных счетов-фактур является то, что если продавцу не пришло от покупателя подтверждение получения счета-фактуры, - даже при наличии у продавца подтверждения спецоператора с указанием даты и времени принятия соответствующего файла от продавца (п.6 Приложения №3), - то они не подлежат регистрации.
Мой комментарий: С одной стороны, при выставлении счета-фактуры, ему должен быть присвоен конкретный регистрационный номер, и он должен быть зарегистрирован по дате выставления. С другой стороны, те счета-фактуры, на которые не будет получено подтверждения о доставке их покупателю, включать в журнал учета нельзя. Так куда же их записывать?
Получается, что зарегистрировать электронный счет-фактуру в журнале в момент выставления нельзя – информация о нем должна где-то «зависнуть» до тех пор, пока не будут получены две квитанции (от оператора и от покупателя). Только тогда ему можно будет присвоить регистрационный номер и внести в журнал. На практике это означает, что придется вести отдельный учет выставленных, но ещё не подтвержденных счетов фактур в некоем «неофициальном» журнале или базе данных.
При использовании услуг спецоператора для обмена электронными счетами-фактурами, в качестве даты выставления счета фактуры в журнале указывается дата поступления файла счета-фактуры спецоператору, указанная в подтверждении спецоператора – но при условии подтверждения покупателем доставки ему этого документа. (п.7).
Мой комментарий: Следует отметить, что в документе постоянно упоминается «электронная цифровая подпись», и только она, - и это несмотря на то, что закону «Об ЭЦП» жить осталось всего полгода (если, конечно, срок его действия не будет продлён, поскольку государственные органы, скорее всего, не успеют скорректировать к июлю 2012 года свои нормативные документы с учетом закона «Об электронной подписи»).
При повторном направлении (неоднократном направлении) в электронном виде одного и того же счета-фактуры указывается дата того направления, по которому получено извещение покупателя о получении счета-фактуры.
Полученные счета-фактуры подлежат единой регистрации в хронологическом порядке по дате получения в части 2 журнала учета (п. 10 Приложения №3), - но не все. Некоторые полученные счета-фактуры в журнале учета не регистрируются (п.9 Приложения №3).
Мой комментарий: Интересно, а как же их учитывать и регистрировать. В каком журнале регистрации? Жаль, что разработчики правил забыли добрый старый принцип «Пусть безобразно, зато единообразно». Чем сложнее и изощрённее правила, тем больше будет допускаться неумышленных ошибок, особенно мелкими и средними предприятиями, не располагающими высококвалифицированными специалистами по налоговому учету, - и тем больше будет штрафов, которые, конечно, казну пополнят, но развитию экономики способны будут нанести существенный ущерб.
В случае получения счета-фактуры в электронном виде через спецоператора, в качестве даты получения счета-фактуры в журнале указывается дата направления спецоператором покупателю файла счета-фактуры, указанная в подтверждении спецоператора, при наличии подтверждённой спецоператором отправки покупателем в адрес продавца извещения о получении счета-фактуры (п.11 Приложения №3).
Если обособленные подразделения организации выставляют покупателям и/или получают от продавцов счета-фактуры от имени организации, то эти счета-фактуры учитываются в журнал учета по организации (п.13 Приложения №3).
Мой комментарий: Получается, что не допускается ведение обособленными подразделениями собственных журналов учета. Это, с моей точки зрения, создает неудобства для организации и по сути дела заставляет её вводить оперативное онлайн-взаимодействие между подразделениями, выставляющими счета-фактуры, и подразделением, которое будет централизовано вести журнал учета.
Журнал учета можно вести как в электронном, так и в бумажном виде, причем порядок оформления различается:
- Журнал учета, составленный на бумажном носителе, подписывается до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, руководителем организации (уполномоченным им лицом) или индивидуальным предпринимателем, прошнуровывается, его страницы пронумеровываются. При этом написано, что «страницы журнала учета, составленного организацией, скрепляются печатью этой организации» (вот так формулировочка - неужели на каждую страницу придётся ставить печать?! – Н.Х.).
- Журнал учета за налоговый период, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации (уполномоченного им лица), индивидуального предпринимателя при передаче журнала учета в налоговый орган (получается, что сразу после окончания налогового периода журнал можно и не подписывать, и тогда можно вносить в него исправления вплоть до момента представления в налоговую инспекцию! – Н.Х.).
Контроль над правильностью ведения составленного организацией журнала учета на бумажном носителе или в электронном виде осуществляет руководитель организации (уполномоченное им лицо), а если журнала учета ведется индивидуальным предпринимателем, - то индивидуальный предприниматель.
Счета-фактуры, подтверждения спецоператора и извещения покупателей о получении счетов-фактур хранятся в хронологическом порядке по мере их выставления или получения за соответствующий налоговый период (п.14 Приложения №3).
Мой комментарий: К сожалению, в документе совершенно не урегулирован вопрос о том, как организовывать хранение документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, при смешанном документообороте, - кроме требования о хранении в хронологическом порядке.
С моей точки зрения, как самой организации, так и контролирующему органу было бы удобно, чтобы, как минимум, один комплект документов (электронный или бумажный) был полным за счет пополнения его копиями (возможно, заверенными) документов, выставленных или полученных в иной форме, при этом на местоположение соответствующих подлинников должны даваться ссылки.
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124837
Комментариев нет:
Отправить комментарий