В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывается, что в самом законе в ст.5 закреплено право заявителей на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных (муниципальных) услуг, однако процедура рассмотрения претензий в законе не установлена.
В настоящее время гражданин может обратиться с жалобой в органы государственной власти и в органы местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», причем жалобы граждан рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Кроме того, что Федеральный закон № 59-ФЗ не распространяется на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц.
Альтернативой является подача иска в суд, которая весьма затратна для граждан и организаций во временном, финансовом и организационном отношении.
Поэтому предлагается выделить законодательно «претензии» - жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг; а также порядок их рассмотрения и принятия по ним решений по сравнению с другими обращениями граждан и организаций.
Претензии могут быть поданы гражданами и организациями в письменной или электронной форме в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, официального сайта федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, Единого портала государственных и муниципальных услуг, по единому телефону доверия.
Претензия подлежит рассмотрению в течение 15 календарных дней с момента ее регистрации, - что, с моей точки зрения, не совсем правильно: срок исполнения любого документа должен устанавливаться в рабочих днях. В противном случае орган государственной власти рискует нарваться на большие неприятности, особенно, если такая претензия поступит накануне длинных праздников, например 30 декабря или 30 апреля.
Информация о результатах рассмотрения претензии подлежит обязательному размещению на официальном сайте соответствующего государственного органа, Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также предоставлению в органы прокуратуры. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также должны будут размещать эту информацию на своих сайтах.
Информация об удовлетворении претензии на решения или действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти автоматически является основанием для возбуждения органами прокуратуры производства об административном правонарушении.
Но самым неприятным для государственных структур является намерение ввести административные штрафы для должностных лиц за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить следующими составами административных правонарушений:
- несоблюдение ... порядка выполнения административных процедур, сроков предоставления государственных услуг... - до 5 тысяч рублей.
- затребование ... документов, информации, платы, не предусмотренных... правовыми актами - до 5 тысяч рублей
- несоблюдение... иных требований предоставления государственных услуг... - до 3 тысяч рублей
- несоблюдение порядка рассмотрения претензии (отказ в регистрации, нарушении сроков рассмотрения, неинформирование органов прокуратуры о результатах рассмотрения) ... - до 5 тысяч рублей
- неправомерный отказ... в удовлетворении претензии - до 30 тысяч рублей
Что касается положений законопроекта, то мне будет очень интересно посмотреть, как с потоком претензий будут справляться те же архивные учреждения страны, и как должностных лиц архивных учреждений, получающих мизерную заработную плату, будут штрафовать на 30 тысяч рублей. Думцам стоило бы знать, что подготовка ответов на жалобы и обращения часто затягивается из-за перегруженности, плохой технической оснащенности, недостаточной обученности и низкой оплаты труда сотрудников государственных органов, - и не только применять кнут, но и выделять необходимые государственным органам ресурсы.
Источник: Сайт Минэкономразвития
http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ef09a48044e33709897bedaf753c8a7e/proekt_fz.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=ef09a48044e33709897bedaf753c8a7e (проект закона)
http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/edd8778044e337098979edaf753c8a7e/poyasnitelnaya.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=edd8778044e337098979edaf753c8a7e (пояснительная записка)
Комментариев нет:
Отправить комментарий